Юный Натуралист 1975-06, страница 48

Юный Натуралист 1975-06, страница 48

46

ВИЗИТНЫЕ КАРТОНКИ

животных ,

(Окончание. Начало см. на стр. 10)

шинства птенцов в зеве имеются белые бугорки. Они заметны даже в полумраке дупел. Маленькие синички, вертишейки, амадины показывают родителям эти бугорки, когда у них пробуждается аппетит.

Родителям тоже важно уметь созывать детей к обеду. Каждому, вероятно, доводилось слышать призывное квохтанье курицы, зовущей детей к столу. Это же умеет делать петух. Он скликает всю свою большую семью по случаю найденного червяка, и хохлатки опрометью бегут в надежде получить нежданное угощение.

Призывы к обеду известны у многих птиц. Уткам они сослужили плохую службу. Охотники умеют подражать этим звукам, приманивая доверчивых крякух под выстрел.

Дети хорошо знают голоса своих родителей. Если по соседству живут два выводка цыплят, малыши будут отзываться только на призыв собственных матерей. Запомнить голос матери нелегко. Цыпленок изучает его первые восемь дней жизни. Позже обучиться этому он не может.

Малышам, если они попали в беду, необходимо позвать на помощь родителей. Заблудившийся или застрявший где-нибудь цыпленок начинает истошно пищать, и наседка бежит к нему на выручку. Куры не способны запомнить голоса своих детей. Многодетная мать бросается на тревожный призыв чужого цыпленка, даже если ее собственные дети рядом. Для малышей это очень выгодно. Поможет любая курица, оказавшаяся поблизости.

Всем животным необходимы сигналы тревоги. Они бывают разные. Сигнал внимания подается, когда еще неясно, велика ли опасность. И вся стая стоит, прислушиваясь и принюхиваясь, пока не будет подан сигнал отбоя. У павианов, очень сильных и злобных обезьян, есть сигнал, призывающий взрослых самцов выйти вперед и дать бой животному, нарушившему покой стаи. Если опасность очень велика, подается сигнал бегства, и стая пускается наутек.

Чаще всего сигналы тревоги бывают звуковыми. Но это не обязательно. У насекомых он может подаваться запахом. У муравьев сигнал тревоги распространяется очень недалеко, на 10—20 сантиметров, но этого достаточно, чтобы всполошился весь

муравейник. Запаховые сигналы удобны тем, что точно указывают место, где возникла опасность.

Родители некоторых цихлидовых рьгб подают своим детям сигнал тревоги, принимая определенную позу. Мальки очень внимательны. Они тотчас замирают на месте и становятся почти незаметными.

Интересный* сигнал страха существует у копытных животных. Если антилопу или оленя хищник, застиг врасплох и очень напугал или, убегая от опасности, животное выбилось из сил, оно издает особый аромат — запах паники. Он полезен и хищнику, и жертве. Почувствовав его, вся стая гиеновых собак, преследующая антилоп, сосредоточивается на погоне испугавшегося животного. А это выгодно. В стае антилоп окажется только одна жертва. Не получив такого сигнала, гиеновые собаки могли бы переусердствовать, убив нескольких животных.

Для жертв запах паники тоже полезен. Почувствовав, что их товарищ смертельно испугался, вся стая бросается от него врассыпную, оставляя его одного на съедение хищникам. Все райно он уже обречен. Убежать впавшему в панику оленю обычно не удается. А если бы чудо и свершилось, смертельно напуганному зверю не выжить. Он не переживет нервного напряжения.

Сигналы ' опасности имеют для многих животных, так сказать, «международный характер». Например, тюлень, услышав тревожный крик баклана, уходит под воду. Крик вороны или сороки — сигнал бедствия для всех обитателей леса.

До сих пор ученые о многих языках животных еще ничего не знают. Вероятно, каждому доводилось наблюдать за слаженными действиями стаи рыбьей мелюзги, когда сотни или тысячи рыбок одновременно осуществляют сложный маневр, разом поворачиваясь в нужную сторону. Как они при этом сговариваются, кто подает сигнал, ученые пока не выяснили. Возможно, командой являются электрические импульсы. Интересно, что этот язык межнациональный. Есть хищные рыбы, которые прячутся в стаях крупных мирных рыб. Они также слаженно повторяют маневр с остальными членами стаи. Это позволяет им незаметно подкрасться к более мелким рыбам или ракообразным.

Как видите, люди понемножку овладевают языком животных. А звери и птицы, могут ли они понять человеческую речь? Конечно, могут, их этому нетрудно научить. Каждая собака, например, охотно выполняет команды своего хозяина.

Б. Сергеев,

доктор биологических наук