Юный Натуралист 1975-08, страница 54

Юный Натуралист 1975-08, страница 54

сворачивались в трубочки, желтели и опадали, хотя до осени было еще далеко. Собаки, положив морды на лапы, дремотно смотрели вокруг — лень было вылезать из конуры, лень было лаять. Куры, раскрыв клюв и часто дыша, бродили по двору или, зарывшись в пыль, долго сидели в ней неподвижно.

Кругом гремели грозы, и приезжавшие с дальних хуторов на базар колхозники рассказывали, что в соседних районах залили дожди, а в Елани и ее окрестностях все выгорало.

Иногда, бывало, горизонт затянут тучи, казавшиеся мрачными на фоне заката, громыхнет где-то глухо, как из-под земли, полыхнут вполнеба зарницы, кажется, уж сегодня-то обязательно хлынет ливень. Даже упадет несколько тяжелых капель, испещрив оспинами крышу и пыль на дороге, но даже не прибив ее. Женщины заспешат подставить под крышу ведра, но через минуту стук капель по крыше стихнет, и напрасно вглядываются хозяйки с надеждой в небо — нет дождевой воды для стирки, и картошка в огороде стоит сухая. Тучи как-то незаметно снова стягивались к горизонту, откуда они так зловеще надвигались, и чернели там сплошной стеной. Небо полностью очищалось от туч, снова прямо над головой мигала голубым глазом Бега, ярче обычного сверкали, будто промытые непролившимся дождем, звезды.

Так повторялось несколько раз. А в той стороне, куда ушли тучи, синем-сине темнела гроза, урчал гром, „е переставая, вспыхивали зарницы.

В конце июля тучи стали собираться раньше обычного. Шли они сплошным фронтом, со всех сторон. Село притихло в ожидании. Набежал первый несмелый порыв ветра, прошумел листвой в саду и тут же затих. А еще через несколько минут уже задул сильными порывами, сад зашумел, посыпались на землю сбитые ветром яблоки и груши, ветки клена застучали по крыше дома, по улицам поднялись и понеслись клубы пыли. Остро запахло Дождем. Посвежело.

Однако дождь не пошел и в этот раз. Разбушевавшийся ветер через какой-нибудь час снова разогнал тучи, небо очистилось, как будто ничего и не было.

Дождь пошел через неделю, без треска и грома, без шутовских световых эффектов, когда его уже не ждали и ничто его не предвещало. Утром всех разбудил настойчивый и монотонный шорох дождя по крыше, капли со звоном падали в подставленные тазы и ведра. Серое небо было сплошь обложено тучами. Невозможно было определить, то ли сейчас утро, то ли

53

уже день, а может быть, и вечер. Дождь пел тихо, ровно, не переставая три дня. Уже к концу первого дня улицы превратились в сплошные озера и непроходимые болота, дороги раскисли.

С этого дня дожди, всегда обходившие село стороной, стали перепадать чуть ли не каждый день.

В. Кочетов