Юный Натуралист 1975-09, страница 27

Юный Натуралист 1975-09, страница 27

24

ния другой. Иногда подобные свадебные ритуалы проделываются с каким-нибудь стебельком в клюве. Тогда, глядя на птиц с их элегантными воротничками из перьев, невольно вспоминаешь грациозное па-де-де солистов балета с цветами в руках.

В мае появляются три-четыре, а иногда и больше зеленовато-белых яичек. От гниющих растений гнезда они вскоре становятся оливково-бу-рыми. Этому содействуют и сами птицы, покрывая кладку растениями, когда ненадолго покидают гнездо. Яйца высиживают самец и самка. В июне появляются птенцы. Уже от рождения они чудесные пловцы, а нырять их учат родители. Вот один из взрослых проплывает с кормом в клюве мимо малышей раз, еще раз. А они стараются выхйатить рыбку. Потом чомга ныряет с ней, приглашая сделать то же самое детей. Но молодежь не решается следовать примеру родителей. Тогда один из них кладет еду на воду и кличет издали: «Квонг-квонг! — Сюда-сюда!». Птенцы бросаются гурьбой, и лучший пловец получает награду. Забавно наблюдать, как то один, то другой малыш, устав от плавания, лезет отдохнуть на спину взрослой птицы, и как та, ныряя, вновь освобождается от драгоценной ноши.

Но вот семейная идиллия нарушается появлением болотного луня. Мгновение — и весь выводок исчезает под водой: птенцы, словно матросы подводной лодки, ныряют в спасительную глубину, запрятавшись среди родительского оперения.

Родители выкармливают полосатых птенцов насекомыми, червями, рыбой. А сами не отказываются и от лягушек, ракообразных, моллюсков, отдавая предпочтение, конечно же, рыбе. Здесь следует отметить одну прелюбопытную особенность. В желудках у поганок всегда можно найти комок из перьев. Их птицы собирают на воде и выщипывают у себя. Дело

в том, что чомги обитают на водоемах с илистым грунтом. Тут не най-дешь^камешков, которые заглатывают другие пернатые для лучшего перетирания добычи в желудках. Впрочем, некоторые орнитологи с таким общераспространенным утверждением не согласны. По их мнению, перьевой комок — это своеобразное сито, задерживающее рыбьи косточки. Но как бы там ни было, уже с первых дней жизни птенцы наряду с пищей получают от родителей и эти перья.

Самостоятельными молодые поганки становятся в возрасте двух с половиной месяцев. В это время у них бурое оперение и не очень четкие полосы на голове и шее. Взрослое одеяние появится позднее. Оно особенно нарядно весной. Удлиненные перья образуют рыжий воротник на шее и два пучка ушек или рожек на голове. Верх ушек, а также края воротничка-манишки — черные. Спина и крылья с белыми поперечными полосками — темно-бурые. А низ тела —' блестяще-белый.

Из-за этого атласного оперения чомга хлебнула горя. В XIX веке из шкурок поганок и других птиц начали изготовлять шляпки, муфты, боа, отделку для женской одежды. Промысел птичьего пера то возрастал, то падал. Так, в 70—80-х годах прошлого столетия из одной только Акмолинской области ежегодно доставлялось на московский рынок около 100 000 птичьих шкурок!

Очень много погибло поганок и в странах Западной Европы во время очередного бума, вызванного небывало высоким спросом на изделия из птичьего меха уже в начале нашего века. Поэтому неудивительно, что несколько десятилетий тому назад чомги в Европе встречались довольно-таки редко. Вот тебе и мода!

Г. Сележинский

На фото: чомга с птенцом.