Юный Натуралист 1975-09, страница 25

Юный Натуралист 1975-09, страница 25

иислшя,

щ номгя

врема

Есть разные способы плавания: кроль, баттерфляй, брасс, дельфин, по-собачьи, на спине. У каждого способа свои поклонники и рекордсмены. И не- только среди людей.

На спине любит плавать калан. Уткам, пеликанам, чайкам по вкусу кроль. Баттерфляем плавают пингвины, дельфином, конечно, дельфины, а по-собачьи — собаки. Брассом же, оказывается, в совершенстве владеет чомга, или большая поганка.

Однако при внешнем сходстве с брассом сам механизм плавания у чомги и сестер ее — их 22 вида в отряде поганок — совершенно уникален. Каждый палец поганки вооружен перепончатой лопастью, наглухо прикрепленной к его внутренней стороне. У куликов-плавунчиков или у лысухи тоже есть этакие раздельные ласты для пальцев. При плавании они у них сначала складываются, а во время гребка расправляются. Все очень просто. То ли дело у поганок! Когда плывущая чомга подтягивает ноги, она разворачивает пальцы на 90 градусов, и ласты-лопасти, не мешая движению, становятся ребром к его направлению. Далее следует гребок, при котором пальцы вновь разворачивают лопасти, но теперь уже поперек движения.

Патент на такие поворотные пальцы для плавания был выдан природой еще 150 миллионов лет назад ископаемой птице гесперорнису. Из всех современных пернатых только поганки снова применили это позабытое изобретение. Оно позволяет чомге, самой крупной среди поганок, опускаться в погоне за рыбой на глубину до 7 метров и, нырнув, проплыть 60 метров за 30 секунд. А под водой птица может пробыть более минуты.

Все у чомги идеально приспособлено для плавания и ныряния, особенно для плавания под водой. Даже удельный вес удлиненного, как у торпеды, тела близок к единице, в то время как, например, у чайки он равен 0,5. Поэтому поганке достаточно сделать всего лишь незначительное движение ногами — и она погрузится под воду, тогда как чайке это удается только с налета. Она использует энергию своего падения. Зато чайка великолепная летунья, да и по земле ходит неплохо. А вот о чомге такого не скажешь.

Крылья у чомги короткие и узкие, а мышцы, приводящие их в движение, составляют всего лишь десять процентов от веса птицы (у чайки — они в 2—2,5 раза тяжелее). Полет, хотя и быстрый, отнюдь не маневренный: никакими фигурами высшего пилотажа, как чайка, чомга похвастаться не может — знай себе летит только по прямой. Взлет же и приземление для нее, подобно самолету, дело далеко не простое. Здесь, правда, уместнее сравнение с гидросамолетом. Сесть на твердую поверхность птица не решается: не умея гасить скорость, она сильно ушиблась бы о землю. Вода смягчает посадку, смахивающую на простое падение.

А вот как происходит взлет. Широко расставив в сторону крылья, чомга производит ими очень быстрые, почти трепещущие удары. И пока не наберет нужной скорости, долго бежит по воде, усиленно хлопая по ней лапами. Наконец отрывается от поверхности, поднимается в воздух и летит по косой. Правда, все эти маневры поганка предпринимает в основном только осенью — в период перелетов. В остальное же время почти никогда не взлетает,