Юный Натуралист 1976-03, страница 43

Юный Натуралист 1976-03, страница 43

42

Чтобы познакомиться с этим странным цве тком отправимся в Каракумы. Нашим 1 гидом любезно согласился быть кандидат' биологических наук Анатолий Алексан; фович Мещеряков.

Соцветие среди песнов

Туркмения — самая южная республика Советского Союза. 345 дней в году там ярко светит солнце, порой ласковое, п орой беспощадное, и всяк по-своему приспосабливается жить.

Далеко не одинаков образ жизни у растений. У большинства — зеленый наряд из листьев. Они сами себе готовят пищу. Это труженики, такие кормят мир. Другие растения — бледные, обычшо желтые. У них нет листьев, и живут они за счет зеленых растений-собратьев. Это растения-паразиты. Об одном таком — цистанхе желтой — и будет наш рассказ.

Селится цистанхе желтая на корнях жузгунов, по-туркменски кандымов. Листья ей не нужны. Цистанхе сосет соки из кандыма, а над землей образует только цветни. Высота цветочной кисти 40—60 сантиметров; и столько же примерно скрыто б песке. Некоторые растения весят дс 10 килограммов.

Неприветливы Каракумы, где растут кандымы и : цистанхе, кругом лишь море песчаных бугров-барханов, поросших скудной растительностью. Дожди здесь большая редкость, а солнце неистово палящее Температура в тени поднимается выше 46 градусов. Безоблачный небосвод, пышущие жаром гряды песка, и и друг неожиданно на одном из голых уча.стков прямо из бархана торчит цветочная кисть, усыпанная крупными яркими цветками. Это не мираж, не галлюцинация. Перед вами живое растение, состоящее из одного соцветия. Цветки у цистанхе по своему строению напоминают раскрытый рот змеи, за что у туркменов растение получило название «ылан додок», в переводе «пасть змеи». Цветков в соцветии много,, но еще больше мелких, мельче макового зерна, семян. В одном соцветии их насчитывается до 20— 30 тысяч. Семена разносятся ветром на огромные расстояния, и только незначительная часть их попадает на обнаженные корни кандымов. Семя цистанхе желтой, попавшее на корень кандыма, — счастливчик, оно будет жить и продолжать свой род. Другие, а их большая часть, погибнут в черных песках Каракумов Так построена жизнь этого интересного растения.

Зверек этот более чем скромный.

Его вроде бы и не замечают на фоне кабанов, изюбров и других солидных зверей. Не так уж многие о нем и знают. Его иногда путают с русаком. Наукой изучен слабо.

С точки зрения промысловой польза от зайца маньчжурского мала. Судите сами: шкурка его очень слабая, легко рвется, оценивается в копейки. Но сам зайчишка, являясь жертвой многочисленных хищников, в том числе и пушных, поддерживает их благополучие. Ведь колонку в голодную зиму достаточно поймать двух-трех зайцев, чтобы выжить. А шкурка колонка намного дороже и лучше трех заячьих. О своих наблюдениях рассказывает охотовед Геннадий Федорович Горохов.

Заяц маньчжурский

Из зайцев он самый мелкий — весит всего до трех килограммов. Зимой и летом, как говорится, одним цветом — охристо-серый. Примерно один из двухсот имеет блестяще черные бока, спину и лапки, палевое горло, а шею и брюшко — чисто белые. Зайцы эти мелани-сты. Впрочем, некоторые охотники говорят, что черные зайцы в горах выросли — оттого и почернели.

У нас этот зверек живет только на юге Дальнего Востока.

Маньчжурский, или просто серый, заяц любит тепло и малоснежье. В глубоком снегу ему приходится делать траншеи, по которым он ходит с одного кормового участка на другой. Ест побе