Юный Натуралист 1976-12, страница 13

Юный Натуралист 1976-12, страница 13

11

ламены — по большей части окультуренные потомки персидского цикламена. Его называют также альпийской фиалкой. И разводят не только ради изящных цветов «горящей» окраски, но и как растение с нарядными, словно расписными листьями. Из дикого мелкоцветкового цикламена путем отбора и гибридизации получены сорта с крупными цветками — от чисто-белых до темно-красных. Особенно крупноцветковые цикламены выведены советскими оригинато-рами. Белая Орхидея среди них — одна из самых расфранченных. У нее иногда вырастает до 20 лепестков! А ведь их всего пять у дикого пращура.

Если в наших квартирах и оранжереях чаще всего цветут потомки персидского цикламена, то грядки садов и парков нередко украшают цветы европейского цикламена, неаполитанского и кавказского. Всего же в горных лесах Южной и Средней Европы, Малой Азии, Кавказа и Крыма насчитывается более 50 (в СССР — около 10) видов этих многолетников с подземными корневищами-клубнями плоскокруглой формы.

Цикламен, как подснежник, зацветает, лишь только сойдет снег, а в малоснежные зимы даже во время оттепелей. В первый день, после того как цветок распустился и его пять лепестков отогнулись назад, верхняя часть цветоножки наклонена под углом примерно в 50—60 градусов по отношению к линии горизонта. Затем угол наклона уменьшается ежедневно этак градусов на десять. И в конце цветения цветоножка вместе с цветком изгибается наподобие рыболовного крючка. Вы спросите: к чему все это?

В первые дни из-за наклона цветоножки мучнистая пыльца из пяти ты

чинок просто не может попасть на далеко выступающее над ними рыльце — оно лежит вне линии падения желтых пылинок. Самоопыление невозможно. В это время возможно только перекрестное опыление: насекомое, посетив цветок, сперва заденет рыльце и оставит на нем пыльцу с другого цветка цикламена. Под конец же цветения рыльце оказывается уже на линии падения собственной пыльцы. И если по каким-либо причинам не случилось перекрестного опыления, произойдет самоопыление.

Но вот беда: у цикламена при самоопылении гораздо меньше, чем при перекрестном, развивается семян. А растения, выросшие из них, заметно отстают и в росте и в урожайности от своих более удачливых сородичей.

Для самого же растения, кроме нужд опыления, изогнутое положение цветка (так же, как и отогнутые назад лепестки) выполняет еще одну важную функцию. Они защищают цветок от непрошеных любителей нектара. Муравьи и прочие ползающие ше-стиногие легко вползают по стеблю и даже благополучно спускаются по гладким лепесткам к их основанию — ободку. Но дальше, при каждой попытке перебраться внутрь цветка, неизменно срываются и падают на землю. Право, не устаешь удивляться предусмотрительности цикламена!

После опыления, когда опадут лепестки, или, вернее, весь венчик (он у цикламена опадает целиком), вместо цветка остается растущая коробочка с семенами. И вот с этого времени длинная плодоножка начинает медленно скручиваться. Она сильно укорачивается и прячет под начинающие увядать листья — подальше от пер

натых лакомок — пяти-створчатую коробочку с созревающими семенами. Когда они созреют окончательно, плодоножка совсем прижмет их к земле, и плодам, чтобы прорасти, остается лишь только зарыться в землю.

К середине лета листья у цикламена полностью отмирают. И до осени от растения остается только подземный клубень. Можно подумать, что цветок умер. Но это не так. Цикламен находится в состоянии покоя. Проснется он ко времени осеннего листопада. Маленькие крюч-ковидные листочки, едва заметные на верхушке корневища, быстро начинают расти. И к началу зимы среди оголенной растительности цикламен вновь появляется на белый свет в своем зеленом убранстве с большими, уже окрашенными бутонами. Так в состоянии «боевой готовности» и зимует под снегом.

А вот в квартирах и оранжереях цикламен цветет с сентября и до марта. Известны случаи, когда на одном растении распускалось до 140 цветков одновременно! В благоприятных условиях — в светлом й прохладном помещении и при умелом уходе — тайкой красавец может цвести четверть века кряду. И все это время, по словам древних римлян кото-L рые, называя цветок амулетом, тоже выращивали цикламены в домах, расте-йие будет ревностно охранять своих хозяев от «дурного глаза» и всякой там чертовщины. Впрочем, , в этом старинном поверье, пожалуй, есть свое рациональное зерно: ведь из дикорастущих кавказских* цикламенов получают некоторые гомеопатические лекарства и препараты от клещей-вредителёй.

И. Зозоля фото В. Катанова