Юный Натуралист 1977-01, страница 3634 вом нужно каждому пишущему или просто думающему человеку. Замечательные образцы словесного пейзажа можно найти у Ивана Бунина. Кажется, что прямо к читателям нашего журнала обращался он в своем переводе «Песни о Гайавате»: Вы, кто любите природу — Сумрак леса, шепот листьев, В блеске солнечном долины, Бурный ливень и метели, И стремительные реки В неприступных дебрях бора, И в горах раскаты грома, Что как хлопанье орлиных Тяжких крыльев раздаются, — Вам принес я эти саги... Но задачи наши не только в этом. Мы хотим познакомить вас с тем, как интересно и странно преломились, пройдя через сознание художников разных народов, формы цветов и трав, зверей и птиц, как сде лались они частью волшебного узора и как живой узор этот через тысячи лет дошел до наших дней. Орнамент каждого народа — это самое интересное и замечательное, что увидели в окружающем мире глаза его предков. Стилизованные головы баранов украшают ковры пастухов, а символы солнца и хлеба находим мы в орнаментах земледельцев. Узоры и рисунки «морских народов», например древних жителей острова Крит, пропитаны ощущением соленого простора, как губка водой. И дело даже не в том, что изображения морских обитателей можно найти на древних критских вазах. Даже простое чередование светлых и темных полос, светлых и темных частей орнамента напоминает бег волн. Так мощно и глубоко влияла природа на искусство народов. Природные формы и в древности и теперь подсказывают решения и художникам, и строителям, и инженерам. Разве не конструкцию раковин повторяют своды концертных залов, и разве не форму кита позаимствовали атомные подводные лодки? Изучение живых организмов и применение принципов их работы в технике уже развились в отдельную область науки, называемую бионикой. И в искусстве фантазия художника нередко так переплетена с фантазией природы, что трудно разделить их, как в старинном кубке из перламутровой раковины невозможно найти грань между серебряной оправой и естественным телом самой раковины. В новой рубрике будут статьи о народном искусстве, корни которого связаны с природой. Туеса из бересты, ковши и деревянные игрушки — все это сделано из того, что росло, цвело и шумело рядом с человеком. Травы вплелись в узоры хохломских росписей, крестьянские кони перешли в Городецкую резьбу и в вологодское кружево, да и на самих деревенских крышах выгнули шеи деревянные коньки. Однако далеко не все, пусть даже интересные и яркие природные формы, отобрал коллективный народный талант. Так народные мастера очень редко изображали знакомых им зверей: волка, лису, медведя или зайца, но зато с большой охотой рисовали и вырезали зверей и птиц невиданных, заморских, а то и просто сказочных. Расскажем мы здесь и о художниках профессиональных. О пейзажистах, открывших красоту в предметах обыденных, сотни р?з виденных, таких, скажем, как грачиные гнезда, мокрые ветки и серенькое небо в картине Саврасова «Грачи прилетели». Расскажем о художниках, одержимых страстью к рисованию природы настолько, что они казались другим людям безумными. Об особенностях работы восточных художников, которые ничего не рисуют с |