Юный Натуралист 1977-02, страница 29

Юный Натуралист 1977-02, страница 29

26

ной, необычной для наших лесов расцветкой. Черно-бурая окраска головы и шеи постепенно, как небо на заре, переходит в желтую, с золотистым оттенком на передней части тела, а затем сменяется черно-бурой на задних ногах и нижней части спины. Бока и живот ярко-желтые, как спелый лимон. Грудь же и горло — оранжево-золотистые, иногда с белоснежной манишкой.

Пестрая окраска харзы выдает в ней пришельца с далекого жаркого юга. Действительно, харза — представитель животных, обитающих в далекой Индии и Гималаях. Оттуда тысячелетия назад вместе с тигром, рыбным филином, белоглазкой, широкоротом, трехперсткой, иглоногой совой она пришла в Уссурийский край.

Отроги хребта Сихотэ-Алиня, Хабаровский край — наиболее северные районы обитания харзы. Поэтому здесь ее мало, всего каких-нибудь три с половиной тысячи зверей. Южнее она живет в Гималаях, Индокитае, на островах Малайского архипелага, Корейском полуострове, в Китае и на юге Индостана. Но, несмотря на то что харза встречается на такой обширной территории, люди до сих пор очень мало знают о ее жизни, повадках и привычках.

Любимыми местами обитания харзы служат смешанные широколиственные леса и дубняки — там и убежища для них хорошие, и пища. Небольшая острая голова, гибкое тело, длинный хвост позволяют ей легко бегать по земле и деревьям. Харза — один из наиболее сильных хищников уссурийской тайги. Она способна долго, неутомимо преследовать свою жертву, пробегая в день до 20 километров. Разнообразна ее добыча — кузнечики, моллюски, мыши, полевки, бурундуки, белки, летяги, зайцы, рябчики, фазаны. Она не прочь полакомиться и пчелиными сотами, ягодами актинидии, или, как

называют их местные жители, кишмишем, виноградом и кедровыми орехами. Во время нереста красной рыбы, целыми косяками поднимающейся в верховья таежных рек и ключей, харза вместе с другими крылатыми и четвероногими обитателями тайги превращается в рыболова, устраивает себе «постные дни». Под силу кунице и более крупная добыча — поросята дикого кабана, телята изюбра, лося, косули, пятнистого оленя, козлята горала. Но самая излюбленная, заветная добыча зверя — кабарга.

К весне охотничья ватага распадается. Каждый начинает промышлять в одиночку, ночью шаря по беличьим гайнам, а днем — по дуплам, где отсыпаются летяги и другие мелкие обитатели тайги. Самочки уединяются в самых глухих уголках, огражденных непроходимыми зарослями и буреломом. Здесь у них в мае появляется потомство. В темном убежище — гнезде вместе с матерью живут две-три, а иногда и пять молодых куниц. Мать их кормит, охраняет, знакомит с окружающим миром и приучает к охоте. Осенью подросшие молодые харзы готовы к самостоятельной жизни. С первым снегом им придется сдавать экзамен на таежный аттестат зрелости. Даже тройка в нем означает смерть.

Нет у харзы врага, кроме человека. Поэтому многие харзы доживают до глубокой старости. Стершиеся зубы, пропавшая резвость не позволяют старикам охотиться, и они начинают бродить вокруг человеческого жилья, копаясь в отбросах.

Настоящему охотнику присущи ум, богатая фантазия, общительность — все это есть у харзы. Если она попадает в неволю, особенно молодой, то быстро привыкает к человеку и становится совсем ручной.

В. Рахипин,

кандидат географических наук