Юный Натуралист 1977-03, страница 46

Юный Натуралист 1977-03, страница 46

РИСУНКИ НА СКАЛАХ

Не найти, где и когда первобытный художник впервые растер в руках рыжую глину, приложил ладонь к серой стене и обвел ее цветным контуром. Получился рисунок. Первый рисунок в мире.

Стены пещер в Европе и Азии хранят обведенные цветом ладони — первобытные автографы и рисунки.

Потом были и другие робкие попытки рисовать — параллельные и извилистые линии, сделанные концами сомкнутых пальцев по сырой глине.

Они нйчего не изображают — просто задумчивое переплетение льющихся линий, еле видный узор каменного века. Идут споры: был ли тогда человек вполне человеком?

Изучая остатки древних стоянок, многие с высоты современных знаний удивлялись примитивному быту древних людей. Очень уж трудно было удержаться и не сравнить его с нашим бытом. Контраст оказывался очень велик, и поэтому казалось, что сознание древних людей было так же грубо и примитивно, как их рубила и скребки.

Так родилось представление о том, что древние охотники были жалким племенем, задавленным тяготами и лишениями, а потому и бесконечно далеким от искусства и духовной жизни вообще. Открытие вели

колепной пещерной живописи в прошлом веке было столь неожиданным, что ему просто не поверили и не верили несколько десятков лет. Рисунки признали слишком совершенными, а потому подделкой.

Древнему человеку отказывали в глубине чувств, необходимой художнику, и даже в том, что у него могло быть свободное время для занятий искусством. Угрюмые троглодиты не могли рисовать. Но странное дело: многие ученые и путешественники, изучавшие жизнь племен каменного века (такие племена и сейчас живут кое-где в глухих уголках планеты), удивлялись одному обстоятельству: люди эти не были угрюмыми и часто смеялись. Они шутили даже при таких обстоятельствах, когда современный цивилизованный человек обязательно бы загрустил. Да и что веселого в грубой и изнурительной борьбе с холодом и голодом? А они были преисполнены шутливости и веселья, полны жизни и бодрого, веселого настроения... Даже эскимосы, несмотря на претерпеваемые ими лишения, описываются как «счастливый народ» (Г. Спенсер). Так, может быть, эти предрассветные сумерки человечества не были столь темными? Ответ дает все та же наскальная живопись и археология. Вместе они позволяют чуть-чуть заглянуть в тот далекий молодой мир, когда земля была еще совсем новая, когда людей было совсем мало, но миллионные стада диких зверей двигались по бесконечным степям. О размерах охот древних людей говорят раскопки на их стоянках. На стоянке Салютре во Франции найдены кости десяти тысяч диких лошадей. Кости девятисот мамонтов найдены на од-