Юный Натуралист 1977-07, страница 40

Юный Натуралист 1977-07, страница 40

■шяя

А в один из последних июльских дней в лесу вдруг раздается потрескивание, тихое цыканье и гнусавый голос «хеее». Неспешно перелетая с дерева на дерево появляется стайка синиц. Если бы синицы были одного вида, это была бы семья, занятая своими делами. Но в этой стае разные синицы: и гаички с черной шапочкой на голове (они-то и кричат «хеее»), и хохлатые синицы-гре-надерки, издающие чуть слышное «чиррр», и большие синицы с желтым брюшком. Синицы, собравшиеся в стаи, — это признак приближающейся осени, так же, как и непривычная тишина в лесу, и редкие пока еще красные листочки на деревьях.

В середине лета еще один лесной житель * занят выведением потомства. Это уж, довольно крупная, но совершенно безвредная змея. Ее легко узнать по двум желтым или оранжевым пятнам, украшающим голову. Ужи ведут дневной образ жизни, часто греются на солнечных полянках, но охотятся главным образом утром и вечером. Они быстро ползают, могут забираться на деревья, хорошо плавают, выставив голову над поверхностью воды. Питаются лягушками, мелкими грызунами, а когда начинают .гнездиться птицы, нападают на тех, чьи гнезда на земле.

Однако ужу не всегда удается схватить птенца. Вот он подбирается к гнезду певчего дрозда, но шуршание лесной подстилки выдает его воинственным птицам. Оба дрозда устраиваются на земле перед гнездом и издают громкий треск, прерываемый щелканьем клюва и криками «ках-ках». Уж прячет голову под сухие листья и замирает. Затем уж делает еще одну попытку подползти к гнезду. Тогда дрозды взлетают и бросаются на врага сверху. Не выдержав атаки, уж уползает.

Как обычно, всем Почемучкам, читающим эту мудрую книгу, задание дает Елена Николаевна Дерим-Оглу.

Понаблюдайте за грачами и скворцами. Какой образ жизни они ведут, где их можно встретить, как отличить птенцов от взрослых птиц?

Опишите, как выглядит птенец большого пестрого дятла.

Сумеете ли вы отличить безногую ящерицу от змен?

Фотографию этого лисенка прислали нам уже давно. Знакомьтесь, его имя — Рыжик. Правда, симпатичная и хитрая мордашка? А чем он знаменит, узнаете из рассказа охотоведа Николая Васильевича Москвина.

Рыжин

Однажды я побывал на острове, расположенном в слиянии рек Мологи и Лоши. Пробираясь вдоль песчаной отмели, неожиданно в каких-то десяти шагах от себя я увидел лисенка. Он сидел за сосной и с любопытством наблюдал за мной. Я остановился, чтобы не спугнуть зверька. Вскоре, видимо, интерес ко мне у него пропал, и лисенок направился в глубь острова. Я пошел за ним, тщательно осматривая участок. Нору обнаружил в старой яме. Убедившись, что лисят в ней нет, вернулся к месту встречи с лисенком.

На отмели, начавшей зарастать травой, спокойно охотились за... кузнечиками уже три лисенка. Стараясь не выдать своего присутствия, я занял удобную позицию около куста ивы и стал ждать, приготовив фотоаппарат. Обычная оптика не позволяла сделать снимок с большого расстояния, и нужно было ждать.

Вскоре один из лисят направился в мою сторону, по-прежнему увлеченный охотой на кузнечиков. С мастерством взрослой лисы он подпрыгивал вверх и ловко придавливал добычу лапами к земле. Так, играя, он приблизился почти вплотную к кусту, где я стоял. Вдруг заметил меня и с любопытством стал рассматривать незнакомый объект. Я замер с фотоаппаратом наготове. Неподвижность в таких случаях — залог успеха. Этот прием прекрасно можно использовать для наблюдений за любым животным, если человек заметил его первым и ему негде укрыться.

Щелкнул затвор фотоаппарата. От неожиданности лисенок вздрогнул, отошел к моему входному следу, понюхал отпечаток сапога на песке, Покопал его, сел и сладко зевнул.

Я не выдержал и засмеялся. Лисенок снова уставился на меня, потом встал и не спеша зашагал прочь. Другие лисята продолжали охотиться.

Более часа провел я на острове, но взрослые лисицы так и не появились. Не увидел я их и в последующие дни. Очевидно, лисица оставила выводок. Она не могла увести лисят через пролив — единственный путь с острова.-Но самка обучила малышей добывать корм. Физиологами доказано, что мыш-кование лисиц, которое лисята использовали для добывания кузнечиков, не врожденный, а приобретенный рефлекс.

Лисята, вынужденные питаться кузнечиками, исхудали. Корма было явно маловато. Вскоре они стали появляться на ближайшем к поселку берегу остро-