Юный Натуралист 1977-10, страница 19

Юный Натуралист 1977-10, страница 19

В добрый путь, друзья!

Отшумело кумачово-желтой листвой октябрьское краснопогодье. Бирюзовые выси заволокло сизой навесью. Спелые семена, будто грустные слезы, капают на вспученную ноябрьскими изморосями землю, темными точками прочерниваются на нестойких порошах. Просветлело раздетое догола чернолесье. Лишь кряжистые дубы в прощальном наряде нахлобучили бурые шапки, стоят унылые, хмурые. Их жесткие листья еще цепко держатся за родные ветви.

Издалека послышалось спокойное пого-гатывание гусей. Гуси всегда расчетливы и степенны. Даже в полете. Но что такое? Га-га! Га-а! Раздался взволнованный крик с правого края пшеничного поля. Смотрю в бинокль. Гусь. Дикий белолобый гусак пасется на совхозной ниве.

Прошло часа три. Повинуясь чьему-то приказу, гуси неожиданно подняли головы. Донесся тревожный сигнальный гогот. Как по команде, настороженные птицы вдруг дружно, почти разом, сорвались с места. Стая в нестройной шеренге закружила над полем, ввинчиваясь в небо. Гуси призывно гоготали, звали товарища с собой в дорогу.

Оставшийся несколько раз отрывался от земли, делал небольшие дуги и грузно плюхался на жнивье. «Подранок», — закипел в сознании гнев.

Набравшие высоту гости заботливо покрикивали, ждали пострадавшего собрата. Стая выровняла интервалы, выстроилась наконец в продолговатый косяк. Расчетливо и плавно взмахивая сильными крыльями, запоздалый караван взял курс на юго-запад. В солидном погогатывании уже не слышалось прощально-сострадательных ноток. Вскоре вся стая расплавилась в сумеречности осеннего дня.

Одиночка взмыл в воздух, сделал над полем небольшой полукруг и, не набрав должной высоты, потянул, едва не цепляясь за вершины высоких сосен, вслед за удаляющимся косяком. Бедолага летел боком, ускоренно махал крыльями, проваливая под себя непослушное раненое крыло.

«Лишь бы дотянул до пруда, — промелькнуло в голове. — Выходим!»

Подранок выбивался из сил, стараясь не терять высоту. Провожающий быстро скрылся за деревьями. В осенней тишине еще долго гудело его раскатистое про-щально-надрывное гоготание.

«В добрый путь, друзья! Удачной посадки в солнечных краях!» — казалось,

Рис. В. Федорова Фото В. Бардеева

3 «Юный натуралист» № 10