Юный Натуралист 1977-10, страница 22

Юный Натуралист 1977-10, страница 22

20

В Арктике намечается переход к зиме, в субтропиках осень только началась, а в средней полосе она в самом разгаре. Печально шумит поредевший лес. Каждое дуновение ветра срывает с деревьев остатки одежды. Пряная листва покорно ложится на остывшую землю. Мудры законы природы. Пройдет немного времени, и опавшие листья, богатые солями кальция, превратятся в перегной, дадут жизнь новым зеленым побегам.

Холодно, неуютно становится в лесу. Кажется, жизнь в нем замирает до будущей весны. Но это лишь первое впечатление. Вот из-под кучи хвороста показалось подслеповатое рыльце ежа. Убедившись, что опасности нет, колючий отшельник быстро-быстро семенит к куче опавшей листвы и начинает в ней кувыркаться. Что это? Таким оригинальным способом еж собирает на колючки строительный материал для утепления зимнего гнезда.

Линяющие зайцы-беляки боятся листопада. Они покидают лесные массивы и держатся в мелких ельниках: по опушкам или на высохших болотах. И весной зайцы частенько запаздывают сменить белую шубку на летнюю и теперь не рассчитали: поторопились с примеркой зимнего

одеяния и видны по чернотропу чуть ли не за километр. В сырых зарослях оврагов сейчас можно вспугнуть лисицу. Линька у нее в разгаре, и, несмотря на то, что врагов у рыжей значительно меньше, все же стремится хитрый зверь пересидеть где-нибудь в малодоступном месте. К концу месяца заканчивается осенняя линька у куниц, горностаев, хорей, колонков, соболей и многих других пушных зверей. В тайге молодые соболи разыскивают жилища бурундуков и поедают кедровые орехи, которые заботливые хозяева припасли на голодное время.

В буковых и дубовых лесах собираются стада кабанов — перед морозами дикие свиньи стремятся нагулять побольше жира. У лосей в это время заканчивается гон. К лосихам возвращаются их детеныши — сеголетки. Животные снова объединяются в семьи и переходят на питание в основном молодыми ветвями лиственных и хвойных деревьев, оказывая особое предпочтение осине, рябине, ивам, сосне.

Осеннюю тишину полей и лесов нередко нарушают льющиеся из поднебесья трубные, словно металлические, позывные — «Га-ганг... ганг...». Это покидают родные гнездовья дикие гуси.

У реки в зарослях репейника идет работа. Только что туда спустилась птичья стая. Издали трудно узнать нарядных щеглов. Ловко повиснув на шапках чертополоха, они кормятся колючими, но зато вкусными семенами. Неподалеку, в прибрежном ольшанике, орудуют стайки чечеток. А из глубины леса доносится знакомое грустное посвистывание. Это уже прилетели наши зимние гости — снегири, большие любители спелой рябины.

В лесах средней полосы в октябре иногда можно встретить стайки носатых птиц величиной примерно с галку. Это кедровки — пернатые кочевники. Когда в родной тайге мало кормов, они совершают длительные перелеты. Прилет этих птиц в центральные районы европейской части нашей страны свидетельствует о том, что где-то на обширных просторах Сибири в этом году наблюдается неурожай кедровых орехов.

А. Калецкий,

кандидат биологических наук

Короставнин полевой

Осенний луг увял и обеднел. Многие цветы не только отцвели, но уже успели к рассеять семена. Только короставник по-прежнему свеж и украшает луг своими

синевато-лиловыми соцветиями. И летом среди пестрого разнотравья в жаркие дни особенно бодро, выглядел один короставник. Его цветы смело подставляли солнцу свои курчавые головы.

Короставник полевой — многолетнее растение. Его стебель высотой до ста сантиметров густо покрыт щетинистыми волосками. В верхней части он обычно разветвляется, и каждый тонкий стебелек держит соцветие, напоминающее корзинки сложноцветных. Листья у растения разные: от цельных и почти цельнокрайних до глубокоперистораздельных. Цветки чаще всего бывают синевато-лилового цвета,