Юный Натуралист 1977-10, страница 50

Юный Натуралист 1977-10, страница 50

место. Их соединяют с другими, найденными и отобранными впоследствии, и в результате получается что-то особенное, явление в искусстве, которому и похожего ничего нет на свете, например украшенная резьбой русская рубленая изба.

Люди могут перейти с места «а место, но образы далекой родины они всегда берут с сабой, иначе не получится народа, не будет самобытной его культуры.

И еще одна особенность есть у русского народного таланта — перерабатывать, приспосабливать к себе иноземные образцы, так что, к примеру, иностранцы до сих пор головой качают, разглядывая нашу архитектуру стилей «ампир» и «барокко», вроде то же, что у них, а совсем не то.

И со зверями так же.

Прототипы «берегинь», «полканов» и «сиринов» можно найти и в западных книгах, и на восточных тканях, попадавших на Русь, только они у нас те и совсем не те — так глубоко изменились.

Но как же добрались все-таки «цари пустыни» до лесных наших деревень?

История эта тоже очень давняя. Началась она еще до великого татарского опустошения, когда в глуши лесов поднялись могучие русские княжества Владимирское и Ростово-Суздальское. Богатые и сильные князья строили у себя храмы из белого резного камня. Чтобы храмы эти были не хуже, чем

у заморских князей, они приглашали то ли из Италии, то ли из южной Франции мастеров-камнерезов. Свои мастера -больше с деревом работали и каменное дело еще не изучили до тонкости.

-Вот и поднялись храмы чисто русские но облику, с золотыми шлемами-куполами, но в резном их уборе появились иноземные образы львов. Жителям Средиземноморья — французам и итальянцам — зверь этот был, конечно, известен: в Северной Африке водились тогда еще львы, но скорее всего сами иноземные мастера своими глазами львов тоже не видели, а скопировали, внося какие-то свои поправки, древние античные образцы.

Так и пошли гулять по свету, изменяясь, словно слова в детской игре «испорченный телефон», гривастые звери.

Львы эти так поразили воображение крестьянских плотников и столяров, что зверей этих стали резать и на кораблях и на избах. С лодками и кораблями поплыли они по всему великому волжскому пути, в начале которого, при слиянии Оки и Клязьмы, стоят каменные храмы. Эту резьбу так и называли «корабельной резью». И много столетий спустя, пройдя упадок и возвышение городов и княжеств, резьба эта продвинулась с русскими деревнями в глубину заволжских лесов, где зверей этих.резали еще в начале нашего века.

О путях, которыми летели на Русь вышитые павлины, летели, наверное, с Востока, мы можем только догадываться.

Пути эти через века и страны было бы тоже интересно проследить.

Может быть, среди читателей журнала найдется любознательный человек, который заинтересуется ими?

В. Есаулов Рис. автора