Юный Натуралист 1977-10, страница 48ПУТЕШЕСТВИЕ ДЕРЕВЯННЫХ ЛЬВОВ На первый взгляд мир «анодного искусства ясен и прост. Все в нем свободно и ладно, словно произведения его родились сами -собою, без усилий со стороны мастера. Глиняная курочка-свистулька слеплена так, что проще некуда, но раскрашена -ярко и свистит весело. А что еще детской игрушке надобно? Деревянные коньки венчают крышу так же естественно, как ветви тянутся из ствола, а долбленый ковш-уточка так незатейлив' и удобен, что, кажется, придумал бы его сам, если >бы не был он уже придуман. Все настолько сжились с этим домашним искусством, лукавым и ласковым, что и за искусство его не всегда считают. Ну, подумаешь, что же особенного в том, что плывущая утка подсказала мастеру форму ковша, а конек — навершия крыши. Смфтри на животных во дворе да в лесу, режь и лепи их подобия — вот и вся хитрость народного искусства. Но почему-то коньки украшают только русские избы. Ни на Западе, ни на Востоке таких коньков нет и никогда не было, хотя лошади водились повсеместно и бревенчатые дома тоже не в одной только России строили. И только в темноте первых .веков нашей истории, две тысячи лет назад, у совсем другого народа — иранского племени скифов, кочевавшего по нашим южным степям и сгинувшего бесследно, мы можем найти таких же коньков на крышах жилищ. Так вот как издалека попали на наши крыши деревянные кони. В глухих лесных деревнях Заволжья наличники изб украшены львами. Деревянные эти звери мало похожи на «царей пустыни». Если сказать правду, то совсем непохожи. Кисточка на хвосте у них раскрылась причудливым цветком, |