Юный Натуралист 1977-11, страница 41

Юный Натуралист 1977-11, страница 41

ГЯЗЕЛИ няших ПУСТЫНЬ

Страной антилоп иногда называют Африку. В представлении тут же возникают бескрайние саванны, колышущиеся под ветром травы, бесчисленные стада, пыль, поднятая тысячами копыт.

Однако вотчина антилоп в Африке — это не только саванны. Животные населяют и влажные тропические леса, и мертвые пустыни, и обширные непроходимые болота, скалы и заросли колючих кустарников. Величиной они от крохотного дикдика (он едва ли крупнее нашего зайца) до канны, не уступающей племенному быку по весу и размерам.

Антилопы живут не только в Африке. Есть они и в Северной Америке, и в горах Европы, и в Азии их немало. И среди них джейран. О нем наш рассказ.

Образ джейрана неспроста служил своеобразным эталоном красоты у древних поэтов Востока. Нельзя не залюбоваться грациозностью животных, их упругими прыжками, стремительным бегом, доверчивым выражением огромных влажных глаз.

В нашей стране джейран встречается в Закавказье, Казахстане, Средней Азии. Живет он в Монголии, Китае, Иране, Афганистане, .Пакистане. Ныне этот вид всюду редок. А ведь в недалеком прошлом тысячные стада этих антилоп паслись на засушливых просторах. И виноват в их исчезновении только человек. Археологи, изучавшие «кухонные отбросы» Бакинской крепости, датированные IX—XIII веками, установили, что в ту пору джейран в меню древних бакинцев был преобладающим блюдом. Но пышные охоты средневековых восточных владык не могли свести на нет все поголовье джейранов: газели успешно состязались в беге со скакунами, да и лук во многом уступал ружью. Иное дело автомобиль. Мотобраконьеры били этих животных с автомашин, оставляя несчетное количество подранков, гнали газелей до изнеможения, калечили.

Зоологи Азербайджана, проводя в 1960 году учет джейрана с самолета, насчитали на территории всей республики 131 животное. Из этой горстки 77 джейранов держались на бугристом солончаке равнины Юго-Восточной Ширвани. Пухлый солончак оказался преградой для браконьеров и спас последних газелей. Здесь в 1969 году был создан Ширванский государственный заповедник, где сейчас пасутся почти три тысячи этих антилоп.

У асфальта щит с надписью на русском и азербайджанском языках «Ширванский государственный заповедник» и изображение пары джейранов: самца и самки. Недавно на этом шоссе появился новый дорожный знак: «Осторожно, джейраны!» Зверей стало много, они покидают пределы заповедника, выходят на дорогу и могут стать случайной жертвой зазевавшегося водителя. Наш экспедиционный ГАЗ-69 сворачивает на грунтовую дорогу.

Выходим из машины, осматриваемся. Следов джейранов — отпечатков заостренных копытец в виде сердечка — очень много. А вот и их помет — мелкие черные «орешки». Вокруг куч джейраньего помета обильно разрослась удобренная трава: по этим «кольцам» более яркой и пышной растительности легко издали обнаружить так называемые гонные уборные. Во время гона зимой самцы джейранов своеобразно метят территорию, оставляя на одном и том же месте кучки помета. Самец-чужак, вторгшийся на участок, норовит разбросать помет хозяина и оставить свой. Такая демонстрация иногда выливается в открытый поединок, когда пускаются в ход рога.

А вот и лежки джейранов: большие овальные лунки в пыли под кустом тамариска. Здесь животные пережидают самое жаркое время суток, отдыхая по 7—10 часов в тени.

Мы трогаемся дальше. И вот наконец первое небольшое стадо. Из пяти голов, под водительством самца-рогаля. Светло-палевыми пятнами выделяются джейраны на фоне буро-зеленого кустарника. Они не очень-то боятся машин и людей: здесь, в заповеднике, их не беспокоят браконьеры. Джейраны оглядываются на машину, потом, резко дернув черными хвостами, пускаются прочь неторопливой рысцой и наконец переходят на бег. Белые «зеркала» мелькают над степью. Джейраны наращивают скорость. Она у них, кстати, может достигать 62 километров в час. Бежит джейран, отталкиваясь острыми кончиками копыт, словно бы сжимаясь в комок и разжимаясь. Машина уже почти поравнялась с животными, когда они вдруг круто сворачивают влево, пересекая путь едва ли не перед самым капотом автомобиля.

Продолжаем путь по Ширванскому заповеднику. Вот еще одно стадо, еще и еще. Мы в царстве джейранов. Степь буквально пестрит ими.

Скоро мы сами убедились, насколько не