Юный Натуралист 1977-12, страница 14

Юный Натуралист 1977-12, страница 14

После обеда в лагере труда и отдыха тихо, все ушли на речку, только на кухне топится печь — Нина Буркова сегодня дежурная. «Шлеп, шлеп», — перебрасывает с ладони на ладонь лепешку и укладывает на противень. А теперь в печь. Вытаскивая из духовки готовые, с улыбкой вспоминает, как мальчишка, что принес с речки рыбу для ухи, распахнул дверь на кухне и, увидев черные лепешки, возмутился: «Ты что, нас сегодня горелым думаешь кормить?» — «Да это не для нас, для телят», — ответила она. «А, тогда понятно», — кивнул парень. Но он так ничего и не понял. Лепешки эти необычные. Их замешивают из печной золы наполовину с солью и высушивают в печи, а потом дают телятам, чтобы определить, как влияет такая подкормка на их вес. Ферма эта учебно-производственная, здесь проходят практику девятиклассницы Межевской средней школы Костромской области.

Зазвенело под чьими-то быстрыми пальцами оконное стекло. Нина оглянулась и увидела подругу Иру Смирнову. Сразу сообразив, в чем дело, бросилась вслед за ней на ферму.

Их общежитие стоит на холме. Далеко видны поросшие кустарником берега спокойной речки Межи и там у воды яркие платья одноклассниц.

Вот и ферма. Распахнув двери коровника со строгой надписью «Посторонним вход воспрещен», побежала Нина по широкому двору мимо пустых стойл туда, где белел халат их наставницы Тани Лукьяновой. Таня склонилась над недавно родившимся теленком. Мягкой тряпочкой обтирала ему уши, рот, нос. Теленок отворачивался, тыкался мокрыми светлыми губами в Танину руку.

— А ну-ка давайте пододвинем его к матери, — скомандовала она. Осторожно подхватив теленка под еще мокрые бока, девчата подтолкнули его в стойло.

Корова начала старательно облизывать своего первенца. Нина и Ира радостно переглянулись: «Вот молодчина, заботливая какая!». Не каждая первотелка ведет себя так. Бывает, посмотрит на малыша и равнодушно отвернется. И тогда, скрутив упругий соломенный жгут, самим приходится чистить, массажировать новорожденного.

Когда шершавый язык мамаши вычистил младенца, его положили на рогожку и втроем (он весил около тридцати килограммов) перенесли в теплый закуток за коровником, где находятся телята до двадцатидневного возраста.

— Малыша кормить пора, — напомнила Таня.

Нина кинулась доить корову. Трудна первая дойка и ответственна. От нее немало зависит, как будет вести себя корова в дальнейшем. Но Нине можно доверить: десятилетний стаж не шутка. Да, ей было всего шесть, когда мать впервые разрешила ей подоить. Мать посадила ее под самую спокойную корову на ферме, и девочка безбоязненно дергала ее за вымя что было сил. Но молоко текло тоненькой неровной струйкой. Мать, подоив остальных коров, подошла к дочери и заглянула в подойник. 1

— Пальцы устали, сил нет, — смущенно сказала девочка.

— Ничего, доченька, научишься, не все силой берется, — успокоила мать.

Повзрослев, Нина это поняла, а помог забавный случай. Пришла она как-то на ферму в плохом настроении. Не поглади

ВКУС ПАРНОГО МОЛОКА

Рис. В. Есаулова