Юный Натуралист 1978-01, страница 20

Юный Натуралист 1978-01, страница 20

17

Полярной ночью

По снежной целине выхожу за околицу. Утопая в сугробах, пробираюсь между притихшими, покрытыми инеем, серо-дымчатыми березками. Стоп! У низкорослой косматой березки, длинные ветви которой приспущены до самого наста, нечеткие следы птицы. Дальше, в зарослях березняка, тоже частые стежки-дорожки. Особенно много их у молодых кустиков, утонувших в снегу.

Нетрудно догадаться: это выходили на кормежку полакомиться молодыми березовыми почками белые куропатки. А вот общипанная веточка. Птица постаралась от души, не оставив ни единой сережки. Куропатка легко передвигается по снегу в своих утепленных перовых унтах. К зиме лапки полярной куропатки покрываются мягким пухом, мелкими перышками. В такой обувке северные морозы нипочем, да и в снегу птица не проваливается.

Над речной кручей останавливаюсь. Тихо полярной ночью в лесу. Здесь, над скалистым берегом реки, туман почти рассеялся, растаял. Стою и слушаю тишину запо лярной рощи.

И вдруг! Что это? Где-то поблизости зацокало, послышалась легкая барабанная дробь. Я насторожился, стараясь угадать, откуда эхо разносит непрерывающиеся четкие мелодии. Наконец определил, вернее, заметил: в нескольких шагах от меня со ствола высокой сухостойной осины веером сыпалась на снежную скатерть древесная шелуха. У самой макушки усердно трудился дятел.

Он свободно, непринужденно передвигался по стволу и орудовал сноровисто. Быстро-быстро ударял по сухому сучку клювом, и вибрирующие под этими ударами ветки гудели, издавая барабанный гул.

Но вот дятел замер, углубился в расщелину, а через секунду сорвался с осины и, делая облеты-круги, стал издавать зычные, тревожные звуки: «И-и-ить, и-и-ить, и-и-ить». И в это же мгновение уступ, нишу в стволе накрыла серая мохнатая шапка. Что за оказия?

Присмотрелся. Так это же сова! В полдень, когда светлеет небосвод, полярная сова видит слабее, чем ночью. Зато у нее очень чуткие уши. Издалека она хорошо слышит еле уловимый шорох. Нет сомнения, что сова летела на слух. Уши-локаторы привели ее к цели, и ночная хищница точно накрыла место, где сидел дятел.

Крылатая разбойница летает бесшумно. Все дело в удивительной конструкции ее крыльев. По переднему краю крыла тянется острый гребень. Этот гребень при взмахе крыльев тормозит поток встречного воздуха, отклоняет его в сторону и таким образом гасит шумы, возникающие при смешении воздушных струй.

Задний край крыльев совы тоже снабжен своеобразным глушителем — мягкой бахромой, которая уничтожает воздушные завихрения позади крыльев. Пушистое оперенье верхней поверхности крыльев да и всего тела действует по принципу глушителя: мягкий пух заглушает возникающие в полете звуки.

Я возвращался из печенгских лесов, когда в ночном небе занимались радужные сполохи северного сияния. Откуда-то из глубины леса доносился дробный перестук дятла. Надо мною бесшумной, таинственной тенью метнулась и неожиданно исчезла во мраке белая сова. Берегитесь, грызуны и птицы, хозяйка полярной ночи вышла на промысел.

Н. Зайцев

Фото Р. Воронова и В. Гуменюка

Рис. В. Федорова и В. Гудкова

3 «Юный натуралист» № 1