Юный Натуралист 1978-03, страница 13

Юный Натуралист 1978-03, страница 13

11

через три дня он снова был в моем доме. Вот те на!

Оказывается, у ежей есть врожденная способность ориентироваться при дальних перемещениях. Может быть, что-то вроде внутреннего загадочного механизма птиц. Недавно в Сахаре ученые увезли ежа за 30 километров, а он сбежал от них и точным курсом вернулся на свой участок, где родился и где должен умереть.

Казалось бы, в прошлом, когда люди от природы только брали, ничего не давая ей взамен, еж не должен был интересовать человека, ибо нет в нем полезностей — ни пушнины, ни мяса, ни целебных веществ. Ан нет! В античном мире — более двух тысячелетий назад! — за этим зверюшкой охотились очень активно: его колючей шкуркой, натянутой на дощечку и засушенной, расчесывали овечью шерсть. В Древнем Риме ежей так усердно промышляли, что их численность катастрофически снизилась. И сенат вынужден был взять несчастных под охрану закона.

А позже еж привлек пристальное внимание гурманов. Его мясо оказалось вкусным, питательным, но главное — модным, а что не сделаешь ради моды. В Лондоне в свое время даже существовал ежиный рынок,

где милых зверюшек продавали как мясо. Хорошо, что все это уже в прошлом!

Я подумал: что будет, если шкурка ежа вдруг привлечет внимание законодателей мод. Не смейтесь: кто может измерить прихотливость моды и предвидеть крутые повороты ее фантазии. Разве полсотни лет назад думал кто-нибудь, что нерпа станет модным мехом, хотя на ее шкуре меха-то и нет и даже щетины мало!

Нет, не надо моды! Пусть живет еж в своем доме, в своем мире. Не только из нашей симпатии к его странностям и оригинальности, но и потому, что, уничтожая великое множество вредителей леса, он приносит лесу большую пользу. При обычной плотности ежиного населения в одну-две особи на гектар растительность оказывается в заботливых «руках», а ведь иногда на гектаре живет четыре, шесть и даже восемь ежей.

Думаете, почему колонисты, осваивавшие Австралию, Новую Зеландию, Америку, везли ежей с собой? Потому что они симпатичны? Да! Но еще и оттого, что они очень полезны, эти закоренелые индивидуалисты.

С. Кучеренко,

кандидат биологических наук