Юный Натуралист 1978-03, страница 11

Юный Натуралист 1978-03, страница 11

9

квадратном сантиметре. А всего их шесть-восемь тысяч. Они главная защита ежа в полном опасностей лесном мире. Лишь когда ежата появляются на свет, они голенькие. Но уже через несколько часов на нежной кожице образуются бугорочки, которые вскоре лопаются, и из них развертываются, выпрямляются иголочки. Сначала они мягкие и маленькие, потом затвердевают, растут по миллиметру в сутки, а к полумесячному возрасту попробуй возьми ежа в руки. Дудки!

Теперь он в иглах на всю жизнь. У него и линька проходит медленно и малозаметно: одна игла обновилась, в другом месте — другая. За год меняется в среднем одна игла из трех, в основном весной и осенью. Но в любое время года только специалист может заметить эту странную линьку, и, стало быть, живет еж колючим шаром все свои отпущенные природой два-три года жизни.

При малейшей опасности еж сворачивается в правильный шар, надежно упрятав покрытую мягкой шерсткой мордочку, шею и брюшко и грозно ощетинившись иглами спины и боков. Даже крепкими руками в брезентовых рукавицах его не развернуть, потому что под кожей напряглись сильные мышцы. Притронься к этому шару — он еще крепче стянется. Даже «щелей» не видать. Разве что в воду столкнуть ежа — тогда он распрямится, ища спасения от совсем другой напасти.

Внешний портрет ежа, как видно, не нуждается в детальных описаниях, но с внутренним содержанием нашего героя небезынтересно коротко познакомиться. Впрочем, сначала немного о ежином племени вообще.

Относится еж к самому древнему отряду млекопитающих — насекомоядных, появившихся на Земле много миллионов лет назад, когда еще жили громадные допотопные динозавры. В этом отряде всего десять семейств, из которых в ежовом только несколько видов. Среди них самый широко распространенный, хорошо изученный и популярный обыкновенный (европейский) еж. Он только называется европейским, а живет к востоку до самого Тихого океана. В южных степях, полупустынях и пустынях Евразии живет ушастый еж. От обыкновенного он отличается немного: у него крупнее ушные раковины, а сам он мельче в два-три раза, и колючий панцирь у него к брюшку не так низко опускается. В степях Забайкалья и Монголии обитает даурский еж, а в горах и пустынях Африки и Ближнего Востока водится лысый еж.

Еж деятелен и энергичен. В сложном окружающем мире ориентируется с помощью удивительно острого обоняния и

тонкого слуха, которые у него более чутки, чем, скажем, у кошки, собаки, лисы или волка. А вот зрение у ежа из рук вон плохое: он видит лишь под самым носом у себя.

Вроде бы странно и непонятно: как же это существо почти без глаз живет в лесу, да еще при необходимости бегает со скоростью до трех метров в секунду! Прыгает, плавает, лазает! А все благодаря изумительно тонкому обонянию, которым зверек воспринимает весь многообразный окружающий мир. И очевидно, не хуже, чем мы глазами. Можно сказать, еж видит носом. Он у него очень влажный. Ведь чем влажнее воздух, тем лучше распространяются в нем запахи.

Ежи ведут одиночную жизнь. Эти колючие закоренелые индивидуалисты не любят общаться с себе подобными. Обоснуется еж на участке леса, где есть поляны, опушки, овраги, заросли кустарников, «захватит» территорию в два-три гектара и знать никого не хочет. Хозяин он на нем. Правда, с соплеменниками ему встречаться доводится, но безрадостны эти встречи. Хозяин участка гонит без всяких снисхождений ежа, встретившегося на своей территории. Только к самочкам и малышам он не столь агрессивен, хотя и не проявляет дружелюбия.

Даже в своих зимних убежищах, когда, казалось бы, легче переносить холод сообща, в одном гнезде редко собирается несколько ежей. Или они не хотят колоть друг друга? Или считают свои иголки спасительными во всех случаях жизни, даже в стужу? Нет, просто они «нелюдимы», эти закоренелые эгоисты.

Свернувшийся еж в своем остроиглом панцире чувствует себя в полной безопасности, а это не совсем так. Скажем, от человека в лесу ему скрыться совсем несложно: зверек шустр и проворен. А он, простак, свертывается в шар. Люди же есть всякие, и недобрые среди них. Или когда навстречу бежит лиса. Ежу от этого прехитрейшего и находчивого зверя быстрее бы искать спасение в норе, дупле, под валежиной, а он — в клубок. Лиса же этот клубок не оставит просто так: в воду скатит, где еж сразу же вынужден развернуться. Умеют взять ежа барсук, крупные совы и даже вороны. Много все-таки врагов у ежей.

По этой же привычке: сворачиваться при малейшей опасности — много ежей гибнет под колесами автомобилей. Ему бы, вылезшему на шоссе, при подозрительном шуме в кювет и дальше, а он...

Вероятно, потому-то еж ведет очень скрытный сумеречный образ жизни и любит густые заросли кустарников — в лесу ли,

2 «Юный натуралист» № 3