Юный Натуралист 1978-03, страница 8

Юный Натуралист 1978-03, страница 8

6

лю рвется, не понимает, что рано еще. Но зато когда дело на поправку пошло, покоя в доме не стало. Ровно в четыре утра будила овсянка семью Зои заливистым пением. А как бойко с жердочки на жердочку прыгала, когда себя здоровой почувствовала!

Немало у Зои пернатых пациентов-побывало. Поистине поликлиника на дому! То сама больного подберет, то друзья тащат:

— Выручай, птичий доктор!

И Зоя всегда на выручку приходит. Пернатые ей благодарны за это. Многие так к своему доктору привяжутся, что и улетать не хотят. А кое-кто и до сих пор навещает.

Лечилась у Зои сорока Катька. Жалко поначалу было на птицу смотреть: крыло подбито, перья хвоста наполовину выдерганы. Бегает, прихрамывая, сорока по комнате и жалобно выкрикивает: «Ка-а-тя! Ка-а-тя!»

Брала ее Зоя на руки, гладила, успокаивала. Вскоре Катя осмелела, совсем домашней стала. И от доктора ни на шаг. Пришла пора, открыла Зоя балкон. Посидела там Катя с часок. И обратно в дом: слаба еще для полета. Вскоре с третьего этажа на дерево перелетела. Сидит на верхушке, кричит от радости: «Ка-атя! Ка-а-тя!» А на ночь опять домой. И так несколько раз, пока не освоилась окончательно.

И вот однажды Отважилась на другое дерево перелететь, а затем проворно взмыла ввысь. Думала Зоя: не вернется больше ее подопечная. На всякий случай балкон открытым оставила. То-то было радости, когда к утру Катя вернулась. Позавтракала — и снова на прогулку. Ночью под окном сорочий возглас раздался: «Ка-а-тя!»

Больше в комнату сорока не залетала. Однако спасительницу Зою не забывает, часто навещает. Подлетит к балкону, во

сторженно горланя: «Ка-а-тя! Ка-а-тя!» Словно здоровается с Зоей, приветствует, благодарит.

Но не только одним лечением занята Зоя Ревякина — птичий доктор. Как настоящий врач, она и профилактику проводит, делает все возможное, чтобы пернатые друзья не заболевали. Юннатка Зоя в школьном пионероком лесничестве работает. И как член зеленого патруля часто она в лесной дозор выходит. Следит, чтобы никто гнезда не разорял, заботится, чтобы вокруг кормушки висели.

А сколько бесед провела Зоя в школе, рассказывая на пионерских сборах о пользе, которую приносят птицы человеку. И Зоина любовь к пернатым невольно ее школьным друзьям передается.

В. Шумилин

Домики из бетона

В Липецкий лесхоз ребята из Дворца пионеров имени П. П. Постышева города Харькова приехали впервые семь лет назад. И теперь каждые школьные каникулы отправляются они туда. Были они в лесхозе и в эти зимние каникулы.

Веселой гурьбой выбежали они из теплой избы на холод. Ярко светят звезды. Мороз щиплет щеки, лезет за воротник пальто. Ребята встали на лыжи и через лесные просеки пошли проверять места гнездований. Здесь, в липецком лесу, снег причудливо осел на ветках, изменив облик знакомых мест. Сейчас не так просто под пушистой снежной шапкой разглядеть птичий домик. Приходится останавливаться и высвечивать фонариком пометки на плане-карте. На карте значится около двух тысяч гнезд. Отыскав гнездовье, юные орнитологи специальным длинным шестом снимают его с ветки и заглядывают внутрь. Кто же из птиц зимует в лесу?

Живут в этих местах синицы, воробьи, клесты, поползни. Вот, раздолбив леток по своим «плечам», обстоятельно устроился в скворечнике дятел. Тесновато, конечно, но все же есть крыша над головой.

А бывают и совсем неожиданные обитатели птичьих гнезд. Поднимешь крышу, а там, зацепившись лапкой за стену, беспробудным сном спит летучая мышь. Что же ей делать, раз нет сказочного замка, приходится жить в типовом скворечнике!

В этот раз орнитологи привезли с собой экспериментальные кормушки. Подкармливать зимой птиц — дело необходимое.