Юный Натуралист 1978-03, страница 27

Юный Натуралист 1978-03, страница 27

рой удаляются на значительные расстояния от водоемов. В природе зверькам приходится вести суровую борьбу за существование. И это, конечно же, сказывается на качестве их меха. У дикой норки он однотонный, темно-бурый. В сравнении с цветными зверьками мех дикаря проигрывает по всем показателям. Но именно дикая американская норка дала в результате кропотливой селекции нынешнее богатство красок меховой радуге.

Клеточную норку недаром считают сейчас в мире самым популярным пушным зверьком, королевой мехов. А по количеству ее маточного стада определяют пушной потенциал любой страны. СССР прочно занимает первое место в мире по производству клеточной пушнины, и в том числе норки. В последнее время наше звероводство дает ежегодно более девяти миллионов шкурок норки. Мех ее теплый, ноский и очень красивый.

Совхозная норка в общем-то качественно иной зверь в сравнении с диким. За долгие годы направленной селекции норки стали крупнее, изменились не только размер -шкурки, ее цвет, опушенность, шелковистость меха, но и физиология зверька, а также его поведение. Норки стали более плодовитыми и менее агрес-' сивными. Словом, идет сложный процесс одомашнивания дикого зверя. Но уже сейчас клеточную норку можно считать домашним животным. Ведь все изменения, которые произошли с ней, результат вмешательства человека в ее природу.

Всего около ста лет норок разводят в клетках. Главные же успехи были достигнуты в последние десятилетия. Норковод-ство стало высокоорганизованной промышленной отраслью сельского хозяйства.

Наши звероводческие совхозы — подлинные фабрики пушнины. Причем самые крупные в мире. Часть из них специализируются на разведении норок и содержат более 20 тысяч самок (так называемое основное стадо). Значит, летом на фермах подобного хозяйства находится вместе с молодняком более 100 тысяч норок. Вести работу с таким поголовьем очень нелегко.

Мне не раз приходилось бывать в лучших норководческих хозяйствах страны, беседовать со многими специалистами и видеть их непосредственно в работе. Всех их, как правило, от рядового зверовода до зоотехника, отличает особый, скрупулезный, я бы сказал, даже дотошный подход к делу. Без этого нельзя. Звероводство вообще, а норководство особенно очень сложная отрасль.

Норки, такие крепкие и живучие с виду, чрезвычайно, капризны к условиям содержания и кормления. Чуть что не так,

X ^V. I * % %

Ш' ■ "Ш-'^Щ&ЗЁ* • ■ *» -л*

...

V-• . Л V.

Самая темная алеутская.

из голубых норок

болеют, снижается их плодовитость, ухудшается качество меха, а то и гибнут.

В одном из южных совхозов во время нежданной сорокаградусной жары внезапно стали гибнуть от теплового удара щенки норок. Пришлось звероводам, чтобы спасти животных, распылять между клетками воду, создавая таким образом прохладный туман.

Этот случай, конечно, не характерный. Так сказать, из ряда вон выходящий. Но он свидетельствует о том, что звероводу надо постоянно быть готовым к любой неожиданности, заранее все предусмотреть. Наша наука и практика накопили огромный опыт в норководстве и продолжают накапливать. Взять хотя бы кормление. Зайдите на ферму и посмотрите, какой корм раздают по клеткам звероводы. На вид он напоминает обыкновенный

4 «Юный натуралист» № 3