Юный Натуралист 1978-03, страница 36

Юный Натуралист 1978-03, страница 36

34

По внешнему виду гибрид и в самом деле нечто среднее между белугой и стерлядью. От матери-белуги он унаследовал хищные повадки и способность к интенсивному посту Отец-стерлядь передал гибриду скороспелость и превосходные вкусовые качества Впрочем, о вкусах не спорят, но те, кто уже лакомился бестером, утверждают, что он превзошел даже «родного отца» — стерлядь, ведь ее недаром на Руси называли царской рыбой. Плюс ко всем достоинствам гибрид оказался достаточно плодовитым. Каждая самка приносит до 150 тысяч икринок — поменьше, чем белуга, но куда больше стерляди.

В 1966 году к Аксайскому рыбоводному хозяйству, где «паслось» первое экспериментальное стадо бестеров, присоединилась Киевская рыбоводная база, а с 1967 года этих гибридов стали выращивать в Дон-рыбкомбинате — одном из лучших в нашей стране прудовом хозяйстве. Теперь эта рыба поселилась на Украине и в Грузии, под Москвой и в Средней Азии, в Прибалтике и Белоруссии. Постепенно бестер становится объектом промышленного рыбоводства. Это значит, что рыба выращивается, во-первых, в очень больших количествах, а во-вторых, с применением самой широкой механизации (автоматическая раздача корма, внесение удобрений — пруды ведь тоже удобряют, как и землю, — обогащение воды кислородом и многое другое).

Как только бестер попал в руки к рыбоводам, они быстро разобрались во всех его особенностях, симпатиях и антипатиях. Бестер прекрасно уживался в прудах, но, как выяснилось, обычные карповые пруды для него мелковаты. Он, оказывается, любит «где глубже». А строить целые рыбоводные хозяйства с глубокими прудами — дело дорогостоящее. Тогда-то рыбоводы и подумали о выращивании бестера в садках, попросту говоря в сетчатой клетке, опущенной в воду. Причем в любую воду. Потому что бестер превосходно растет не только в реке или пруду, но и в озере, и в водохранилище, и в теплой воде около электростанции, и, что уж самое поразительное, в море.

Садки обходятся недорого, и устанавливать их можно практически где угодно. Первые морские садки для выращивания бестера были поставлены в Таганрогском заливе Азовского моря в 1969 году. Руководила этими работами старший научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии кандидат биологических наук Ольга Дмитриевна Романыче-ва. Только поставили садки, как из окрестных колхозов люди пришли посмотреть, как искусственного осетра будут в клетке выращивать. Многие подходили к Ольге

Дмитриевне и советовали ей от этой затеи отказаться вообще. И даже объясняли почему. Раньше в этих местах осетровых ловили ставными неводами, главная ловушка которых чем-то действительно напоминала садок. Так вот севрюг и осетров в неводах во время штормов... укачивало, и они даже гибли от морской болезни. Самое тревожное для Ольги Дмитриевны и ее коллег было то, что люди говорили правду. Однако бестер и тут подтвердил свою репутацию лучшего. Гибриды не укачивало в садках даже при сильном шторме.

Правда, с садками осложнения все же были, но другого рода. Их, например, облюбовал усоногий рак морской желудь, который живет в прочной и тяжелой известковой раковине. Когда морских желудей много, то садки сильно тяжелеют. Чего только не пытались делать с этими рачками — и руками сдирать, и травить чем-нибудь. Пока не пришла кому-то в голову простая мысль. Теперь садки, снятые с рамы, расстилают на асфальте и проезжают по ним туда-сюда грузовиком. Быстро и надежно.

А много ли осетровой рыбы можно вырастить в садках? В первых экспериментах рыбоводы получили в Таганрогском заливе по девять с лишним килограммов бестера с каждого квадратного метра садка. Подсчитали, что за три года из каждой тысячи мальков удастся получать до 500 килограммов товарной осетрины. А ведь дикие осетр, севрюга и белуга доходят до товарной кондиции только через 15—20 лет после того, как выклюнутся из икринки. Так что с бестером дело идет куда быстрее, чем в природе.

Сейчас бестеров так выращивают не только на юге, но и в Эстонии и Латвии. К концу десятой пятилетки в садках, прудах и теплых водах электростанций будет выращиваться несколько тысяч тонн бестера — ценнейшей осетровой рыбы.

Ученик и продолжатель работ профессора Николюкина кандидат биологических наук Игорь Александрович Бурцев, .который во ВНИРО возглавляет сектор генетики и селекции рыб, считает, что в будущем, и, может быть, не столь уж далеком, появятся культурные и устойчивые породы бестера. Уже сейчас гибриды второго поколения живут и здравствуют не один год. Некоторые из них — здоровенные рыбины весом до 15 килограммов. Возможно, совсем скоро на свет появятся бестеры третьего поколения. Селекционная работа продолжается. Наступит день, когда одомашненная порода осетра станет для нас столь же привычной, как зеркальный карп, дав-ным-давно выведенный человеком из дикого сазана.

Ф. Городинский