Юный Натуралист 1978-06, страница 17

Юный Натуралист 1978-06, страница 17
МЫ НАЧИНЯЛИ В СОКОЛЬНИКАХ

Борис Васильевич Всесвятский — известный советский ученый, педагог. В 1SM8 году в Москве, в Сокольниках, была организована первая в стране Станция юных любителей природы, которая потом была преобразована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К. А. Тимирязева. Борис Васильевич до 1932 года возглавлял станцию.

Наш корреспондент Т. Голованова встретилась с профессором Борисом Васильевичем Всесвятским в канун шестидесятилетия юннатского движения.

— Борис Васильевич, все юннаты нашей страны отмечают славный юбилей своего движения. Оно возникло шестьдесят лет назад и научило не одно поколение советских людей любить и беречь природу. Из его рядов вышло немало замечательных ученых-биологов, работников сельского хозяйства, лесоводов. У Вас, человека, стоявшего у истоков этого движения, сегодня особенно радостный праздник. Расскажите, пожалуйста, о тех первых днях.

— Дни эти были грозные. Шел январь восемнадцатого года. Только-только родилась Советская Республика. Голод, разруха. Тогда и встретился я, учитель биологии, с Иваном Васильевичем Русаковым — председателем Совета рабочих депутатов Сокольнического района. Иван Васильевич еще до революции пытался создать в Сокольнической роще станцию для детей. По его замыслу, туда должны были приходить дети рабочих, которые любят природу. Но ничего у него не вышло. И вот теперь, несмотря на то, что у Ивана Васильевича было много и других неотложных дел, он поведал мне о своих планах организации такой станции. Как детский врач, Русаков считал, что близкое общение с природой укрепит здоровье этих детей.

Место для станции выбрали красивое — северная окраина Сокольнической рощи, граничащая с лесным массивом Погонно-Лосиного Острова. Сосновый бор, солнечные поляны, пруды. Здесь можно было познакомиться с растительным и животным миром Подмосковья.

Райсовет выделил нам небольшую летнюю купеческую дачу с участком на Ростокинском проезде. Неоценимую помощь и поддержку оказывали нам работники Сокольнического Совета. В то трудное время помогли они достать и необходимое для станции оборудование.

15 июня 1918 года биостанция была открыта. О ней рассказали развешанные на

ми афиши. Они призывали детей рабочих записываться практикантами на Станцию юных любителей природы.

Самые первые дни биостанции — это экскурсии в природу. В них участвовали дети, рабочая молодежь, учителя, воспитатели детских домов. Экскурсии мы совершали на речку, в лес, в лесной питомник. Проводили экскурсии, во время которых знакомились с цветением растений, с жизнью птиц, насекомых.

Уже самые первые экскурсии показали, что дети не только любят природу, но стремятся ее изучать, постигать ее тайны.

Приближалась осень, а наша биостанция была организована как летнее учреждение. Поэтому состав детей у нас часто менялся. Ребятишки на экскурсии нередко приходили полуголодными, а нам нечем было их покормить. Тогда-то мы и решили создать на станции школу-колонию для детей.

Нам нужно было привлечь новых научных сотрудников, педагогов-биологов.

К нам пришел страстный любитель природы, самоучка-орнитолог Николай Иванович Дергунов. Этот человек настолько увлекся делами биостанции, что стал приходить сюда каждый день. И работал он бесплатно, потому что в штат мы его могли зачислить только в 1919 году.

Стала нашей сотрудницей и Пелагея Ивановна Суворова, интересовавшаяся энтомологией. Она закончила биологический факультет Второго Московского университета.

Заботливой матерью для всех детей стала заведующая интернатом Татьяна Яковлевна Карпинская.

Детей для колонии мы отбирали в возрасте 10—15 лет. Среди них были Вася Романов, Таня Веревкина, Витя Тимофеев и другие. Жизнь на биостанции кипела. Ребята были любознательные, их интересовало все: почему птицы поют в разное время, сколько животных обитает в пру