Юный Натуралист 1978-06, страница 28

Юный Натуралист 1978-06, страница 28

и полыньях тех водоемов, где они провели лето, со временем утки могут стать оседлыми. Но беда в том, что гоголи питаются в основном животной пищей, на берег к кормушкам не выходят и 'обеспечить их кормами в зимнее время пока что не удается. Вот они и вынуждены улетать. Иное дело кряковые, огари, пеганки и другие утки. Всю зиму они довольствуются растительной пищей, а ее запасти нетрудно — овес, отруби, овощи, пшеница, комбикорм.

Непросто оказалось и регулировать численность прилетающих и гнездящихся гоголей. В брачный период, во время насиживания яиц между взрослыми птицами никаких особых конфликтов не возникает, и нередко гнезда разных пар находятся поблизости друг от друга. А вот после вывода утят на прудах начинаются баталии, и жестокие. Если на том или ином перекрестке повстречаются два выводка или сойдутся лоб в лоб, быть беде. Защищая своих малышей, гоголихи превращаются в тигриц. Они с ожесточением набрасываются и друг на друга, и на чужих птенцов. В схватке могут погубить утят, могут

Ток гоголей.

разогнать более слабый выводок и обречь разрозненных малышей на гибель.

В прошлом году одну гоголиху с только что вылупившимися утятами закрыли в гнезде. Потом утку аккуратно посадили в ящик и отвезли на один из прудов на ВДНХ вместе с утятами. Чтобы она не могла возвратиться в зоопарк, ей подрезали перья на одном крыле. Выводок прожил там до самой осени. К этому времени утка перелиняла, обрела способность летать, птенцы подросли. И когда наступило время, выводок снялся и улетел на зимовку. Поскольку птенцы не успели ознакомиться с прудами зоопарка, а цопали сразу из кольгбели на ВДНХ, мы рассчитывали, что этот район они и признают своим домом и сюда возвратятся. Ждали мы их долго. И вот удача. В июне молодые гоголи прилетели.

А гоголиха, которую насильно отправили в прошлом году на ВДНХ с птенцами, не изменила зоопарку. Опять заняла гнездо в дупле старой ветлы, которое арендует вот уже пятый год подряд. Это та самая утка, на лапке которой надето алюминиевое колечко с номером 117 324.

И. Сосновский Фото И. Мухина