Юный Натуралист 1978-06, страница 27

Юный Натуралист 1978-06, страница 27

24

И лишь весна 1962 года оказалась удачной. Вдовушки вновь вернулись к нам. А через несколько дней появились в полной брачной форме их кавалеры. Образовались пары. В гнездах насчитывалось от 8 до 12 яиц. Вывелось несколько десятков птенцов. Но остаться зимовать гоголи не

решились^ ^ регуЛярно гнездятся на прудах зоопарка. Во время насиживания нам удалбсь. одеть многим уткам на лапки алюминиевые кольца. По ним мы и узнаем своих, московских гоголих, окольцевать самцов не удалось — поймать их невозможно.

Цель достигнута. Но нам хочется расселить гоголей за границами зоопарка, по прудам и озерам столицы, сделать этих птиц оседлыми, а не перелетными, чтобы круглый год за гоголятами можно было наблюдать. А наблюдать за ними интересно Однажды гоголиха, защищая свое потомство обратила в бегство лебедя. У утки этой свои приемы. Она отлично владеет тактикой морского боя, не атакует в лоб. Подпустив лебедя метра на два-три, утка ныряет под него и таранит снизу в живот или в бок. Ошеломленный внезапностью нападения лебедь ретируется.

Иногда гоголи прилетают с зимовки уже помолвленными, но все равно ритуал бракосочетания птицами соблюдается строго. В первый же солнечный день, чтобы видно было красоту гоголиную, самец распускает хвост веером, распушает перья, покрывающие голову, откидывает ее с вытянутым клювом себе на спину, а затем с силой выбрасывает голову вперед. Вокруг токующего самца поднимаются фонтаны брызг. Поголь-жених поет. Поет по-своему, издавая звонкие дребезжащие звуки. Совершив брачный ритуал, селезень долю плавает вокруг избранницы с вытянутой шеей.

В природе гоголи обычно гнездятся в дуплах деревьев. Отложив первое яйцо, гоголиха не садится на него. Насиживание начинается, когда отложено последнее яйцо, и то, что оно последнее, знает только гоголиха. Яиц бывает 6, 8, 10 и больше.

В первые недели насиживания гоголиха часто покидает гнездо, особенно по утрам и вечерам, чтобы подкормиться. Но ведь яйца могут остыть, зародыши погибнуть. Этого не случается. Все предусмотрено. Ложе гнезда выстлано пухом. Легкий, пушистый, он как одеяло покрывает все яйца, предохраняет их от остывания. Последние 10 дней перед появлением утят гоголиха сидит на гнезде очень плотно, почти не отлучается. В это время ее можно даже взять в руки.

Гоголята выводятся дружно в течение нескольких часов. Почти сутки находятся

еще в гнезде под матерью, обсыхают, смазывают жиром свои пуховые «распашонки». Потом утка вылетает из гнезда и неподалеку садится на воду или «а землю. Хриплое карканье, мало похожее на обычное утиное «кря, кря» — команда гоголя-там покинуть колыбель. А гнездо находится в шести и более метрах от земли. Малыши весят не более 30—40 граммов. Острые загнутые коготки да короткий жесткий хвостик, которым утята опираются при лазании на малейшие шероховатости стенок дупла, помогают им добраться до выхода. Потом смелый бросок, и один за другим утята спрыгивают к утке. Маленький вес, пушистое тельце, растопыренные лапки с перепоночками позволяют малышам благополучно приземлиться.

Спрыгнули, приземлились, собрались вокруг гоголихи, и она тут же ведет свое семейство на воду, в укромное местечко где-либо среди травянистых зарослей, а дня через три выводок можно увидеть уже на водных просторах. Гоголята-иухо-вички чрезвычайно подвижны, быстры, бесстрашны и удивительно забавны. Они прекрасно ныряют. С восхода и до захода солнца крохи все вреМ'Я в движении, в поисках пищи. Питаются они разнообразными насекомыми, их личинками, моллюсками, рачками, 'мальками рьгб и лишь иногда съедают что-то растительное.

Чтобы поймать червячка или жучка, го-голенок ныряет вертикально на дно водоема, опускаясь на 3—4 метра. Полторы-две минуты находится он под водой, успевая за это время добыть что-либо съестное. Гоголята хорошо ныряют, отлично плавают, а при необходимости могут даже бегать по воде, шлепая своими лапками-лопаточка'ми.

Мы не раз наблюдали, как гоголята во время своих странствий по зоопарку, а путешествовать они очень любят, легко преодолевали различные преграды, например, сетчатую ограду метровой высоты. Доберется такой спортсмен до верха, спрыгнет и бегом до ближайшего водоема. Увидит беглеца ворона — и за ним, изворачивается на лету, но гоголевку только бы одолеть сушу, на воде о« не боится вороны. Та спикирует, а он под воду и, смотришь, вынырнет уже где-нибудь метрах в 5—6 от опасного места.

Сделать гоголей оседлыми оказалось непросто. Как показал опыт с разными водоплавающими птицами и особенно с кряковыми утками, они откочевывают осенью в теплые края не только из-за холодов, а главным образом из-за наступающей бескормицы. На замерзших водоемах не пробьешь клювом лед, не разгребешь снег лапками. А если птиц обеспечить кормами, дать им возможность греться в прорубях