Юный Натуралист 1978-09, страница 38

Юный Натуралист 1978-09, страница 38

36

Меня поразило, что Юнус, прекрасно выезженная лошадь, совершенно не воспринимал команды некоторых малоопытных всадников. Он не реагировал даже на сильные удары хлыстом, если их наносил тот, кого Юнус не был склонен воспринимать всерьез.

В свое время я изучала чувствительность кожи лошади и пришла к выводу, что холка — именно та часть тела, воздействуя на которую легче всего управлять лошадью. Нужно было подтвердить это экспериментально. Для исследования я выбрала Нону.

Нона, гнедая трехлетка, была добронравной, но несколько возбудимой лошадью. Смогу ли я научить ее двигаться вперед, останавливаться, поворачиваться, прыгать, управляя только прикосновением к шее и холке?

Были придуманы очень простые сигналы: толчок двумя руками означая требование двигаться вперед, оттягивание гривы на себя — команду «стоп», для поворота налево — надавливала на правую сторону шеи, а для поворота направо — на левую. Все это я сочетала еще с голосовыми командами и воздействием недоуздка. Через короткое время Нона понимала уже все команды, но выполняла их в зависимости от настроения. Если мое требование совпадало с ее желанием, кобыла повиновалась быстро и с охотой. Если наши желания не совпадали, то у меня не было средств, чтобы настоять на своем.

Исследование не было закончено, кобыла безнадежно заболела. Когда я оправилась от потери Ноны, то решила повторить эксперимент на абсолютно непохожей на нее лошади.

Порция была большая, тяжелая, нервная кобыла темно-рыжей масти. Прежде чем она позволила прикоснуться к себе, прошло несколько недель, а до того момента, когда на нее положили седло, — несколько месяцев. Как и Нона, Порция без малейшего труда усвоила значение прикосновений к шее. Уроки Ноны не прошли для меня даром, и первое, что я стала требовать от Порции, — это полного повиновения. Первые занятия проводились в маленьком загоне. Я ездила по кругу до тех пор, пока лошадь хорошо не усвоила команду «стоп» и не стала поворачивать в любую сторону в ответ на малейшие прикосновения. Когда позднее я выехала в поле, управлять лошадью я уже, могла без всяких усилий. Спустя восемь месяцев Порция стала известной конкурной лошадью, заняв 12 призовых мест в 16 соревнованиях.

Перевод Т. Черныш Фото И. Константинова

Здравствуйте, юные краеведы, путешественники, участники юннатских кружков, школьных лесничеств! Здравствуйте, веселые, любознательные, отдохнувшие, загорелые, выросшие на целое лето друзья Почемучки!

С новым учебным годом вас! Мы надеемся, что наши заседания ничуть не отвлекают вас от занятий в школе. Ведь всякое открытие — это тоже учеба.

Мы ждем от вас рассказов о лесных походах, о жизни в пионерских лагерях, о ваших фенологических наблюдениях, вообще о летнем житье-бытье.

Но и первоосенье — чудесная пора. Сколько подарков приготовил нам лес! Тут и ярко-красные плоды рябины и калины, и чудо-грибы — боровики, подосиновики, и разукрашенные в желтые и красные краски листья кленов, берез, осин. И на всем этом желто-красном фоне нет-нет да и промелькнут веселые цветки. Доцветают одни летние цветы, другие распустили свои венчики во второй раз.

Обратите внимание на цикорий. О его секретах расскажет Алексей Иванович Быхов, сотрудник. Московского областного совета охраны природы.

Цветки цикория, собранные в корзинки на высоких стеблях, заметны издалека. Но не советуем рвать цикорий для букета — домой вы принесете лишь грубые прутья с жесткими волосками. Увядшие цветки в букете уже не оживут. Лишь нетронутый цикорий прекрасен.

По его цветкам можно определять время. Рано утром, в 4 — 5 часов, они уже открыты, а в 15—16 закрываются, как бы засыпают. Но даже те, кто никогда не видел, как цветет цикорий, наверное, слышали о нем. Растение это лекарственное, оно помогает при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы.