Юный Натуралист 1978-10, страница 30

Юный Натуралист 1978-10, страница 30

по кабаньим тропам. Каждая из них узкий лаз, где человек не пролезет даже согнувшись. Эти природные крепости и сохранили до наших дней последних бухарских оленей — хангулов. А вот тигров спасти не смогли, лет двадцать назад пропали последние тигры.

Хангул потому и невелик, чтобы по тропинкам вышагивать, крупному зверю здесь не пройти. Для хангула и создавался когда-то заповедник. Сейчас задачи его не только в этом. Уж очень мало осталось у нас тугаев. Это понятно — в огромной Средней Азии мало пригодной для хлопка земли. Дорог каждый метр. Я видел хлопчатник в городских палисадниках. У нас так растут только анютины глазки. Засажено все. Потому так и ценен заповедник — островок первозданной природы среди полей, арыков и линий электропередачи. Островок этот замечательный. Здесь все рядом, вместе: джунгли, азиатская саванна, пустыня и солончаки. Все это разнообразие широкой дугой огибает Вахш, бешеный и белесый.

За рекой горы. Тоже заповедные. Каменные стены в сотни метров высотой, глиня-

Нутрия.

ные складки высотой вполнеба. Все эт# та же великая среднеазиатская пустыня, но только вздыбленная, измятая, вознесенная на сумасшедшую высоту. Жесткий медный цвет ее с прозеленью вдали становится нежно-розовым, а тени в морщинах светятся голубым.

Пески тоже рядом. Вначале они лежат только пятнами среди деревьев. Стволы туранги, скрюченные и тяжелые, словно отлиты из серебра с тусклыми пятнами соли. Они стоят голыми, сбросив бронзовую листву. Сухо, мертво кругом. Но это на первый взгляд. Стоит внимательно присмотреться,