Юный Натуралист 1978-11, страница 14

Юный Натуралист 1978-11, страница 14

ДОБРЫЕ ЗВЕРИ

Тихим летним вечером в деревню входит, разбредается стадо, степенно шагают коровы, семенят семейки овец, то вдруг встанут, а то припустят бегом; устало едет пастух на лошади, собака трусит следом. У раскрытых дворов стадо поджидают взрослые и дети, поторапливают скотину. Но если никого встречающих нет, животные входят сами, а если ворота окажутся вдруг закрыты, сгрудятся около, будут мычать, блеять, проситься — это их дом...

А вот у крыльца обычного одноэтажного дома, замерев, стоит собака не собака: черный с проседью пушистый зверь, остроухий и остромордый. Неподвижность зверька — как бы заминка перед броском, чуть что — и он скрывается в доме. Лишь мелькнут сильные ■ собачьи лапы да роскошный лисий хвост. А в доме целый выводок любопытных лисят-подростков, совсем ручных. Стоит этот дом на самом дальнем краю обширного экспериментального хозяйства Института цитологии и генетики Сибирского отделения Академии наук СССР. Домашние серебристо-черные лисы не причуда и не простая забава: эти животные выведены в ходе многолетнего эксперимента.

Домашних животных человек разводит не более 15 тысяч лет. В сравнении со многими миллионолетиями развития животного мира Земли этот срок как минута, но и за такой краткий период человек путем искусственного отбора создал невероятное многообразие пород животных. Умные овчарки, борзые, как бы летящие в своем беге, косматые солидные водолазы, болонки, таксы — многолико собачье племя. А сколько всевозможных лошадей: тяжеловозы, скаковые, рысистые всяких мастей. Много пород коров, овец...

За всем этим очевидным разнообразием внешности домашних животных лежит глубокая перестройка биологии их диких предков. Существовать в условиях дикой природы без контроля со стороны человека они уже не способны. У диких животных важнейшие события, такие, как спячка, линька, появление потомства, жестко подчинены сменам времен года. Суровая стояла зима или мягкая, дружно или поздно пришла весна, урожайное или голодное выдалось лето — все это вызовет небольшие отклонения в сезонном ритме животных. Трудные годы могут следовать подряд, и лисята или волчата будут рождаться поздно, а выводки станут малочисленны, но при первом благоприятном годе потомство появится раньше и более многочисленное. Эти отклонения у диких животных не входят в привычку, не закрепляются и потомству не передаются.

У домашних животных сезонный ритм жизни почти полностью перестроен. Они линяют и приносят потомство совсем в другие сроки, чем их дикие предки, а некоторые виды — собаки, например, даже по два раза в год.

До последного времени оставалось неясным, по каким именно признакам древний человек выбирал зверей в начале одомашнивания? Ответ на этот вопрос был найден совсем недавно. Наладить контакт с животными, даже с ручными, способен далеко не каждый из нас: человеку приходится приноравливаться к животному, и оно должно как-то приспосабливаться к человеку. Дикие звери, которые не могут сосуществовать с людьми, убегали от них либо погибали в неволе. Первое условие одомашнивания, общее для всего многообразия животных, — это их миролюбивое поведение.

Академик Дмитрий Константинович Беляев высказал предположение, что именно путь бессознательного отбора животных со спокойным характером и привел в свое время к загадочно быстрой перестройке их биологии. Возможность проверить это предположение на опыте давало пушное звероводство. Около ста лет ради меха в зверохозяйствах разводят лисиц, норок, песцов, соболей, но эти звери все равно еще во многом остаются дикими.

На серебристо-черных лисиц выбор пал потому, что они близкие родичи собак, однако своим отношением к человеку и строгой сезонностью ритма жизни резко от них отличаются. Кроме того, лисицы довольно разнообразны по своему поведению, которое зависит не только от настроения, но и от характера животного.

На зверофермах проволочные клетки с лисицами обычно ставят в два ряда по сторонам прохода. Достаточно однажды пройтись между рядами клеток, чтобы заметить разницу в поведении зверей. Иные в страхе жмутся в угол клетки, другие свирепо бросаются на проволочную сетку или прутик, просунутый внутрь клетки. А есть и такие, что лежат свернувшись, поглядывая на все безучастно. Иногда спокойные лисицы осторожно подходят к раскрытой дверце навстречу человеку, к чему-то принюхиваются.

Наиболее спокойные самки уже на вто-рой-третий день позволяют человеку трогать своих новорожденных щенков. А через две недели их малыши уже тянутся навстречу руке человека, виляют хвостиками. Если протянуть руку щенкам агрессивных самок, они рычат. Неодинаково ведут себя и подросшие лисята. Что интересно: в потомстве спокойных лисиц встречаются