Юный Натуралист 1978-11, страница 18

Юный Натуралист 1978-11, страница 18

Встреча с горностаем

Как-то раз, в ноябре, шел я по старой лесной дороге. Снега было еще немного, и я обходился без лыж. До чего было уютно в осеннем лесу! Березы и осины давно уже сбросили листву, и лес стал светлее и как будто реже. С дерева на дерево перелетали небольшие стайки синиц, наполняя округу своим писком, где-то впереди был слышен стук дятла. По серому небу плыли небольшие осенние тучки.

Дорога, по которой я шел, виляла по окраине редкого осинника, а дальше, огибая поле, устремилась к сосновому бору.

Чтобы не тратить зря времени, я решил пройти напрямик, через поле. Идти здесь было неудобно — поле было вспахано после уборки, и вывороченные комья земли, как ледяные торосы, торчали то тут, то там. Над головой с криком пролетела ворона, нарушая тишину наступившего утра.

На половине пути я увидел свежий след. Времени у меня было достаточно, и я решил пройти по следу, но тот через несколько шагов внезапно оборвался у норы.

«Горностай — зверек ночной, — подумал я и стал потихоньку удаляться. •— Сейчас он спит, и тревожить еТо не стоит». Отойдя шагов на десять, я оглянулся и обмер... Наполовину высунувшись из норы, на меня смотрел горностай. В его взгляде было столько любопытства, что я невольно улыбнулся. Его белая шубка слилась со снегом, черные глаза-бусинки остановились на мне. Так мы смотрели друг на друга минуты две, а потом я решил подойти поближе. Зверек меня будто не боялся и подпустил так близко, что я мог дотянуться до него рукой. Присел я на корточки и смотрю на горностая. И он на меня смотрит. И ничуть меня не боится. Решил я его погладить. Тихонько, без резких движений, протянул к нему правую руку. Осталось сантиметров пятнадцать, но тут зверек быстро, как молния, исчез.

Только успел я встать, как горностай опять показался, но на этот раз в глазах его было не только любопытство, но и боязнь.

Так прошло еще около минуты. Горностай скрылся в норе и больше не показывался.

Я улыбнулся, поглядел на часы и двинулся к лесу, жалея, что не прихватил с собою фотоаппарат.

Ю. Потемкин

Куртан

Во второй половине ноября, ближе к вечеру, в тихий, ясный день подхожу к березовому колку. Метров за двадцать до ближайших стройных молодых берез сделалось так светло, что слепит глаза: больно смотреть. Я даже несколько раз зажмуриваюсь. Войдя в лес, попадаю в слабый снегопад. Яркие и теплые лучи солнца как бы подкашивают обильный куржак, нанизанный на ветвях красавиц берез тонкими, прозрачными ледяными пластинками. И он продолговатыми легкими хлопьями падает вниз. Отдельные хлопья, задевая при падении нижние ветви, распыляются, и ледяные пластинки, получив самостоятельность, искрятся различными цветами радуги. Этот красивый снегопад приятно освежает мне лицо.

Куржак сохранился уже только на верхушках деревь-

Рис. В. Федорова Фото В. Гуменюка

«Юный натуралист» № 11

Rerp.