Юный Натуралист 1979-01, страница 15

Юный Натуралист 1979-01, страница 15

Подорожники

Погода испортилась на глазах: полчаса назад в рваные прорехи туч еще заглядывало солнце, а тут вдруг замельтешили, закружились густые, лохматые хлопья, будто там, наверху, распотрошили пуховую перину. В кабине «газика» потемнело, ветер засвистел в щелях, ломился внутрь. Шофер, говорун и весельчак, присмирел. Он то и дело всматривался в залепленное снегом боковое стекло, через которое смутно угадывались телеграфные столбы. Так и продвигались от одного к другому, пока не свернули на проселок к своему совхозу. «Газик» пробирался теперь наугад, рискуя влететь в ливневую канаву, а то и сбиться с дороги.

— Смотри, Коля, в оба, я тебе плохой помощник, — обеспокоился и второй путник, Иван Семенов. Из-за своего огромного роста ему было неудобно заглядывать в просвет лобового стекла, да к тому же и дорогу Семенов знал неважно: первую зиму работал агрономом в здешнем совхозе.

Николай все отмалчивался, всматривался в окно, услужливо очищаемое «дворником». И вдруг резко переключил скорость, газанул. Через какую-то минуту притормозил, а потом снова погнал автомобиль.

— В чем дело, Коля? За кем гонишься? — недоумевал Семенов.

— За шпачками гонюсь, — азартно выпалил Николай. — Вон, вон, видишь?

Теперь и Семенов усмотрел в мутной круговерти перемещающиеся черные комочки. Птицы взлетали из-под самого радиатора. Тут-то Николай и нажимал на газ, боясь потерять в снежных вихрях своих поводырей.

Кому доводилось ездить зимой по казахстанским и сибирским степям, тот мог приметить небольших, со скворца, и почти черных птиц, держащихся, как правило, на дорогах и обочинах. У них много местных названий: шпаки, караторгаи, черные жаворонки. Но, пожалуй, самое точное — подорожники. Цыганскими таборами кочуют они по большакам и проселочным зимникам, копошась в соломенной дорожной трухе либо конском навозе. Эту особенность птиц нередко используют ездоки, сбившиеся в буран с дороги...

— Ты смотри, прямо к нашему селу вывели, — поразился Семенов, ко^да впереди выплыла из пелены совхозная арка. — Вот тебе и шпаки:

— Для нашего брата первая птица, — улыбнулся Николай и облегченно откинулся на сиденье.

Ю. Чернов

tpiy

Рис. В. Федорова Фото Ю. Корнюшина и Р. Воронова

Глупый Рыжин

Собака лайкнула где-то далеко, глухо. Прислушались. Видно, белку нашла. Посвистали, посвистали... Не идет пес к хозяину, нас к себе зовет. Подались на его зов.

В лесных зарослях просветлел небольшой прогал. Расступились деревья, полянку малую очистили. И у крайней ели заливается наша Жулька, скребет сердито ствол лапами, морду вверх поднимает и как бы указывает: — Там, там, там!

У ствола рыжие чешуйки еловых шишек рассыпаны. Не дала собака белке пообедать спокойно. Притаилась та сейчас где-нибудь в ветвях, сидит себе, не шелохнется.