Юный Натуралист 1979-01, страница 44

Юный Натуралист 1979-01, страница 44

42

пухлый комочек из перьев — все сидела и поглядывала через стекло на птиц, сидящих в комнате. Нам стало жаль замерзающую птичку, и мы решили чуть приоткрыть форточку. А в это время, как по заказу, наши синицы призывно запищали, лазоревка тотчас юркнула в теплую комнату. Освоилась она быстро. Да так и осталась жить у нас.

В клетке удержать ее было очень трудно: она всегда находила лазейку и выбиралась

на волю. Ночевать приспособилась на ветках сосны, которые стояли у нас в вазе на книжном шкафу. В сплетении этого зимнего букета образовалось местечко, очень похожее на гнездышко, — в нем-то лазоревка и коротала ночь. Вылетала рано поутру, лишь только пробивались первые солнечные лучи из-за каменных домов. Их она приветствовала радостным тихим посвистом — будила наших птиц, сидящих в клетках. Первым, как правило, ей отвечала коноплянка. Ее тихое пение очень походило на отдаленное журчание родника в летний зной. За ней громким циканьем привет

ствовал восход красавец щегол, а потом начинал тоненько пиликать зеленогрудый чиж.

Так лазоревка вместо будильника поднимала нас на работу. Еще лежа в постели, мы с интересом наблюдали, как начинает она кормиться. Лазоревка оказалась ужасной сластеной. Но всему предпочитала свежие яблоки. Тенью мелькнет по комнате и вмиг уже на вазе. Присядет на несколько секунд и начинает маленьким своим клювиком выщипывать кусочки из самого спелого, румяного и вкусного яблока. Поклюет и к поилке. Запьет водой и снова к вазе. Это у нее такой завтрак был. Не отказывалась синичка и от семечек, конопли. А однажды моментально поймала ожившую бабочку, что устроилась зимовать у нас между рамами.

Забавно было видеть крохотную птичку с такой большой добычей в клюве. Ловила лазоревка и моль, выбирала ее куколок из старых валенок, которые положили просушить.

Была лазоревка неутомимой выдумщицей. То залезет между книг и неожиданно выпорхнет оттуда чуть не прямо в лицо. То пристроится в углу на проводах и распушится так, что не разберешь, где у нее голова, а где хвост. То начнет названивать на елочных игрушках, легко поклевывая их клювиком. А то сама, как живая игрушка, начнет скакать по ветвям, вся запутавшись в серебряном дожде.

Она стала любимицей всей семьи. Из всех наших домашних пернатых ей доставались самые лакомые кусочки. В ответ на это лазоревка совсем перестала бояться людей. Вот сейчас, когда я печатаю эту заметку, она безбоязненно садится то на вазу, то на стол, выискивая какие-то крошки на скатерти. Деловитости ей не занимать — весь день она в движении: добывает себе корм, хотя мешочек с ним полный день стоит на книжном шкафу. Привычка — ничего не поделаешь... На семейном совете мы решили: подержим синичку до наступления тепла, а потом отпустим. Ведь лазоревки очень полезные птицы: уничтожают много вредителей наших лесов. И нашей лазоревке, как и всем ее подругам, тоже надо будет вить гнездо и выкармливать птенцов.

В. Скопцов

СНЕЖНЫЕ БАРАНЫ

Былею восемь лет, но дедушка уже берет его на далекую охоту. Былей много раз видел стремительный бег снежных баранов.