Юный Натуралист 1979-02, страница 3735 рисунками, связанными своим смыслом с тем же промыслом. Когда-то изображения зверей на веслах, лодках и гарпунах должны были помочь охотнику. Считалось, что магическая сила делает охоту счастливой, оберегает охотника от бед опасного промысла. Рожденное во время полярных метелей, в моменты вынужденного безделья искусство это утверждает способность человека к творчеству в самой тяжелой обстановке, способность такую же естественную, как способность к пению у птиц. Удивительно даже не то, что тот или иной народ режет кость и украшает одежду узорами, а то, что другие народы и племена, находясь в сходных условиях, этого не делают. Видимо, тяга к изобразительному творчеству неодинакова не только у разных людей, но и у разных народов. Одни талантливы в музыке, другие -— в танце, третьи — в чем-нибудь еще. В иных землях художники писали картины красками на досках и холсте, расписывали посуду и ткали цветные ковры. Северным же охотникам был доступен почти один-единственный, но благополучный материал — моржовый клык, белое вещество которого поддается резцу и 'хорошо полируется. Произведения северного искусства поэтому не превышают размером крупный моржовый клык. Существует не так уж много способов его обработки. Из него можно резать круглую скульптуру, а можно на гладко отполированной его поверхности гравировать разные рисунки, в которые потом втирается краска. Материал диктует и еще несколько условий — скульптура, сделанная из клыка, должна быть как можно более проста, как можно более выразительна. Она должна иметь как можно меньше мелких деталей и должна как можно точнее вписываться в контур клыка. Эти правила, найденные еще охотниками каменного века, позволяют резать скульптуру простую, но необычайно монументальную, несмотря на небольшой размер. Каждая деталь в ней очень строго отобрана, а впечатление достигнуто выразительностью крупных форм и объемов. То же и с гравировкой. Полированная поверхность клыка слишком ценный материал, чтобы его можно было использовать для пустяков. Экономия места требует тщательного предварительного отбора сцен, поз, деталей. Веками отрезанные от других народов и от их культурных влияний, чукчи и эскимосы развили в себе способность по-своему видеть окружающую природу. Скупо, точно передавать ее приметы. Смотришь на гравировку и диву даешься: несколько камней и галек, волны и далекие холмы изображены при помощи неглубоких царапин, и кость и штрихи будто тают на глазах на |