Юный Натуралист 1979-02, страница 48

Юный Натуралист 1979-02, страница 48

46

не бывало летит вверх — туда, где снежная круговерть.

Таков горный воробей, маленькая отважная птичка, забирающаяся на заоблачные высоты. Несколько лет назад точно такую же я видел на самом крупном в мире леднике Федченко на Памире. Она прижилась в доме метеорологов, стоящем на голом утесе, который со всех сторон обтекает голубой ледник. Станция «Ледник Федченко» расположилась на высоте 4200 метров над уровнем моря. Воздух там столь разрежен, что вертолеты сюда залетают с величайшей осторожностью — не на что винтом опереться. А вот воробышек — ничего, легко поднялся сюда и... залетел в форточку.

Марой назвали зимовщики Леня Лещен-ко, Володя Одинцов и Шамиль Вафин эту пичугу. Каждое утро она будила ребят на рассвете громким бодрым чириканьем и, как могла, скрашивала зимовщикам трудное житье-бытье на леднике, где они обитают в течение семи долгих месяцев.

Чем же объяснить, что птицы, живущие в суровейших условиях высокогорья, не гибнут? Воробей, которого мы с Андреем нашли на склоне во время метели, думается мне теперь, вовсе не замерзал. Птица просто пережидала ненастье, сидя на земле. А может быть, порывом ветра ее бросило на склон и малость оглушило. Как свидетельствуют ученые-орнитологи, у пернатых, обитающих в горах, хорошо развит пуховый покров, защищающий их от морозов. А разреженный воздух и кислородную недостаточность они переносят благодаря солидному объему легких и усиленному кровообращению.

Вот уже много лет подряд каждую зиму я отправляюсь в большие горы — бывал на Кавказе, Памире, в заполярных Хибинах на Кольском полуострове, на Алтае, в Польских Татрах. Горнолыжный спорт, с моей точки зрения, интересен еще и тем, что, занимаясь им, можно не только набираться сил и воспитывать волю, но и близко общаться с природой. А она в любых горах прекрасна!

Слаломные трассы проложены по ледникам, через альпийские луга, сквозь лесные дебри по склонам гор, короче говоря, там, где и сегодня обитает множество разных животных: зверей, птиц и насекомых. Надо только быть наблюдательным, а встреча с ними обязательно произойдет.

Несколько лет назад приехали мы с Андреем в Домбай — замечательный горный курорт в Карачаево-Черкесии. Был конец марта. Снег почти сошел. Кататься, прямо скажем, было негде. Поразмыслив, решили мы вспойнить доброе старое время, когда горнолыжный спорт не был столь мод

ным, как сегодня, и им занимались только энтузиасты. О канатно-кресельных дорогах тогда и помину не было. Поднимались в горы пешком с тяжелыми лыжами на плече, чтоб потом раз, один только раз, после многочасового изнурительного подъема за несколько минут спуститься вниз. Вот мы и решили тряхнуть стариной и подняться с лыжами на Семенов-баши. На вершине этой горы снег лежит даже летом.

Солнце припекало, склоны оттаяли, и на овечьих тропах даже раскрылись синие звездочки крокусов. Могучие пихты, обросшие бородатым лишайником, упорно карабкались по каменистому склону. Через час пихты кончились, и мы вступили в зону альпийских лугов, где лежал снег. Вдруг Андрей остановил меня знаком руки. Ручей переходило стадо серн. Они пили талую воду, поднимая изящные головы, и с их симпатичных мордочек стекали капли искристой влаги. Заметив нас, серны быстро умчались прочь, ловко перепрыгивая с камня на камень.

Семенов-баши не очень большая гора. Подняться на нее тренированному человеку ничего не стоит. Так что часа через полтора мы уже были на вершине, которая сияла белизной нетронутого снега. Отличное место для катания!

Прежде чем начать спуск, мы решили отдохнуть и присели под нагретой солнцем скалой. И тут в мертвой тишине услышали тонюсенькое гудение! Глядим и глазам не верим: толкутся в воздухе со знакомым писком изящные комарики. Один сел прямо на снег и медленно пополз. Неужели ему не холодно? И хоть мал комар, а как-то весело нам стало в этом белом безмолвии — вроде бы не одни. Сажаю комарика на руку. От обыкновенного на первый взгляд не отличается, разве что окрашен темнее. Насекомые высокогорья очень выносливые, ученые обнаружили их на высоте свыше пяти тысяч метров над уровнем моря, и те чувствовали там себя прекрасно. Обитают на заоблачных высях комары, мухи, бабочки и даже шмели.

Поползав по моей ладони, комарик взлетел, а мы приладили лыжи и с гиканьем понеслись вниз. А когда спустились, долго нам друзья не могли поверить, что там, на вершине, мы встретили не какого-нибудь снежного человека, а обычного комара.

В сосновом бору у слияния двух рек Кабардино-Балкарии — Баксана и Адыл-Су— расположился альпинистский лагерь, который работает зимой как база горнолыжников. Выйдешь на мост — поток ревет внизу, а впереди высится громада Чегета, по склонам которого проложены замечательные трассы спуска. Жизнь в «Адыл-