Юный Натуралист 1979-07, страница 14

Юный Натуралист 1979-07, страница 14

16

У утон свои тайны...

И приближался этот день. В юннатском календаре он был отмечен красным торжественным эллипсом. Почему именно эллипсом, а не кружком, допустим, или квадратом, мы узнаем чуть позже.

О пустяковом деле иногда говорят: «Выеденного яйца не стоит». Интересно, а кто знает, сколько же стоит это самое яйцо. Конечно, можно посмотреть на ценник в магазине и четко ответить, но есть у обычного яйца совсем другая цена, делающая его бесценным. Как-то один ученый сказал: «Если бы от меня под страхом смерти потребовали назвать самый совершенный в природе объект, я бы ответил: птичье яйцо!» Вот так!

Об этом чуде природы и шел разговор у ребят на уроке птицеводства (есть и такой в школьном расписании). Ни на какой другой этот урок непохож. Учителя — работники птицефабрики. А отметки (совсем не курам на смех) ставят в птичнике... цыплята. Если вес набирают они быстро, если среди них больных нет, если клетки ухожены, если режим дня четко соблюдается... Таких «если» я насчитал около двадцати. Вот когда все «если» выполняются, в журнале и появляется красивая пятерка.

Нелегко новому человеку разобраться в сложном хозяйстве птицефабрики. Идем со Светланой Есаковой по птичнику. Стараюсь не отставать. Вот уж никогда не думал, что среди кур заблудиться можно.

— Наши ясли, — поясняет Света. — Детский сад, лечебница. Все наше куриное поголовье разбито по возрастам.

Семиклассников, Светиных друзей, мы встретили у электрической наседки. Издали ребята напоминали группу врачей, собравшихся на консилиум. На головах колпачки, сами в белых халатах. Перед ними табло с приборами, рычажками, тумблерами. Такое впечатление, что кто-то поставил ЭВМ в птичник. Такая она, современная курочка Ряба, и высиживать она может с одинаковой любовью одновременно пятьдесят тысяч цыплят, утят, индюшат...

— А будет еще больше, — сказал в разговоре с ребятами директор фабрики Иван Иванович Носенко. — Сами видите, постоянно строимся, реконструируем птичники. И все для того, чтобы яйцо у нас было «не золотое», а очень дешевое...

Изучаю вместе с ребятами показания приборов. Электрическая клушка свое дело знает: обвевает своих питомцев теплом и, как заправская деревенская курица, поворачивает каждые два часа яйца то так, то эдак. Все бы хорошо, да вот не дано этой заботливой «птице» проверить, как чувствует себя в хрупком белом домике яйца цыплячий зародыш. Тут без зорких глаз птичниц и их умелых помощников не обойтись.

В руках у ребят небольшие молоточки с электрической лампочкой в обушке. С помощью этого чудесного молоточка и определяют юннаты, все ли нормально под белой скорлупкой.

Дежурят на птицефабрике обычно двое-трое ребят. А тут все пожаловали. В чем дело? Оказывается, приближался тот день, помеченный в календаре юннатов красным эллипсом, очень похожим на куриное яйцо.

Наблюдал я за ловкой работой ребят в

Рис. С. Аристокесовой

=„*- WMi-