Юный Натуралист 1979-07, страница 19

Юный Натуралист 1979-07, страница 19

21

мой экзотическими водами тропиков, люди в основном любуются только поверхностью моря. В толщу его заглядывают очень немногие. Купаются у самого берега или чаще всего в специальных, отшнуро-ванных от большой воды дамбой бассейнах. Канал, соединяющий такой благоустроенный «лягушатник» с океаном, перегорожен металлической сеткой от хищников. Здесь люди считают себя в безопасности. Впервые оказавшись на пляжи-ке такого бассейна, я увидел, как из него с воплями выбежал человек. Из его ступни торчали иголки морского ежа — диадемы. Уколы его очень болезненны. Если бы человек был в маске, он не наступил бы на диадему.

Я решил обследовать «лягушатник». Надев маску с трубкой, проплыл по прудику в разных направлениях. На ровном песчаном дне то здесь, то там чернели иглы ежей. То и дело проносились шустрые рыбки. Бассейн был населен живыми существами, и становиться вслепую на дно было небезопасно.

А рядом, за трехметровой дамбой, шумел океан. По дамбе прохаживался молодой кубинский солдат. Он с удивлением посмотрел на меня, когда я спрыгнул с дамбы и поплыл от берега. Был солнечный жаркий день. Лучи света глубоко пробивали зеленовато-голубоватую воду. Глазам открылся таинственный мир тропического моря. Первое ощущение: ты чужак в этом мире. И если чуть спасуешь, пощады не жди. Вода плотная, крепкосоленая. Ныряешь, она попадает в трубку. Всплываешь, делаешь резкий выдох, выгоняя воду

Черепаха с прилипалами.

из трубки, и тут же глубоко вдыхаешь. Естественно, мелкие капли попадают в рот. Впечатление, будто йоду глотнул. Если капли попали в маску, начинает щипать и жечь глаза. Да, это не бархатное Черное море. Злая, враждебная стихия. Красивая, сказочная, заманчивая, но враждебная. Рельеф дна необычный, растительность и рыбы малознакомые. Начинаю припоминать кое-что из прочитанного в научных атласах.

Вот на дне странные шевелящиеся водоросли бурого цвета. Ныряю, глубина метра четыре. Огромные лопухообразные листья, будто покрытые сетью сосудов. Да это же знаменитый «морской веер», или ажурная горгонария — мягкий коралл, удивительное живое существо, обязательный обитатель коралловых рифов. Горгонарии часто образуют целые заросли, напоминающие чудесные подводные леса.

Рядом с «веером» вижу морскую звезду и парящую над ней рыбу, похожую на пеструю бабочку. Кончается воздух, быстро всплываю. Резкий выдох и тут же вдох. Перед следующим погружением нужно хорошо подышать, чтобы обогатить кровь кислородом и освободить ее от скопившейся углекислоты. Если забудешь об этом и нырнешь подряд несколько раз, можно под водой неожиданно потерять сознание. Поэтому пловец с маской должен очень пристально следить за дыханием.

Зависнув в воде поплавком, спокойно дышу, осматриваясь вокруг. В поле зрения попала небольшая пестрая раковина. Первый трофей. Раковина очень интересная, но пустая. Море убило моллюска, и раковину вынес к берегу прибой.

На берегу тревожные крики. Поднимаю