Юный Натуралист 1979-07, страница 20

Юный Натуралист 1979-07, страница 20

22

голову. Смотрю на дамбу. По ней бегает солдат и машет мне рукой.

— Компаньеро! Компаньеро! — повторяет он.

Случилось у них там что! С сожалением возвращаюсь. Солдат подает мне руку и помогает выйти из воды. Он очень взволнован. Кроме слов «компаньеро» (товарищ) и «но» (нет), ничего не понимаю. Я улыбаюсь, а он делает страшные глаза, хищно оскаливается и «лает»: «ав! ав!» Потом рычит.

Я откровенно хохочу. Он тоже смеется. Но вдруг мрачнеет и проводит рукой по моей ноге. На руке капельки крови. Видно, при прыжке с дамбы я поцарапался о подводные камни. Лицо юноши делается строгим, и он отчетливо произносит:

— Барракуда!

Я с опаской смотрю в море. Но оно, как и прежде, ласково лижет прибрежные камни. Юноша усиленно жестикулирует, и я понимаю, что одному в открытом море он плавать не советует. Судя по бурной пантомиме, он не раз видел, как людей кусали хищные рыбы.

Случай с царапиной насторожил. В соленой воде боли почти не чувствуешь, а запах крови привлекает и возбуждает хищников. Действительно, лучше плавать вдвоем.

В нашей группе был еще один подводный пловец. Звали его Борисом. Он уже имел опыт плавания в тропических морях. И поэтому резонно рассудил:

— Вдвоем, конечно, разумнее. Но, — добавил он,—в любом случае главное—спокойствие. Прежде чем ехать на коралловый риф, давай посетим океанарий.

В Гаване единственный в мире бесплатный океанарий. Он небольшой, занимает около 15 тысяч квадратных метров, но очень уютный и имеет хорошую коллекцию морских животных. Главные посетители — дети. На Кубе они окружены заботой и всеобщим вниманием. Народ воспитывает их образованными, знающими свою страну и любящими ее природу. Ведь завтра им быть хозяевами республики. Океан же неотъемлемая часть природы островов, их красота, здоровье и богатство. Богатство, еще во многом не поставленное на службу человеку, нуждающееся в пристальном изучении и освоении.

В больших бассейнах под открытым небом плавали причудливые рыбы и морские черепахи. В больших аквариумах за толстыми стеклами мелькали тени акул. Из норок и пещер выглядывали лангусты. Мириады ярчайших коралловых рыб, различные кораллы, водоросли, моллюски... Но королевой этого царства Нептуна была крупная черепаха с прикрепившимися к ней метровыми прилипалами. Черепаха

словно парила в синей воде, медленно взмахивая крыльями-ластами. Это была зеленая, или суповая, черепаха, обычная в прибрежных водах Кубы. Один из прилипал присосался к панцирю снизу, а два, перевернувшись брюхом вверх, вынуждены были освоить крышу. Четвертый суетился вокруг, выискивая себе свободное местечко среди сородичей. Отчетливо была видна на его голове огромная подошвооб-разная присоска (это не что i иное, как трансформированный первый спинной плавник).

Прилипалы — рыбы-«космополиты». Их несколько видов. Все они широко распространены в тропических и субтропических водах. Прикрепляются они к самым разным «хозяевам»: китам, акулам, черепахам и даже к кораблям. Так и путешествуют по океану. А когда придет время кормиться, открепляются. Питаются рыбы эти главным образом планктонными организмами. Прилипало обыкновенный достигает в длину около метра. Есть сведения, что в старину индейцы ловили прилипалами черепах. Для этого рыбе на хвост надевали кольцо с прочной бечевкой. Когда обнаруживали черепаху, рыбу выпускали, она присасывалась к черепахе, и их вместе втаскивали в лодку. Красивый метод охоты, но, вероятно, не так он прост. Дело в том, что кубинские ученые недавно поставили эксперимент с черепахой и прилипалами. Но эксперимент на все сто процентов провалился. Прилипало действительно настигал черепаху, действительно присасывался к ней. Но когда его начинали тащить в лодку, черепаха гребла изо всех сил в противоположную сторону, и добыча с охотником разъединялись. Так повторялось много раз. Может, раньше ловили черепах поменьше или прилипалы были покрупнее! А может, это только легенда!

Когда люди приходят в океанарий, естественный вопрос к экскурсоводу: «Покажите рыб, опасных для человека». Кубинские ученые считают, что в прибрежных водах острова таких рыб водится не так много. Главные из них акулы, барракуды и мурены. Самая опасная из акул — хакетон. Но она любит холодные воды и встречается на глубине около 400 метров. Интересно поведение здесь песчаной акулы. Если у берегов Африки и особенно Австралии она славится своими разбойными нападениями на людей, то в водах Американского континента она почему-то очень миролюбива. Держится она здесь в приливной зоне на глубине до двух метров.

Большая же часть несчастных случаев связана с муренами и барракудами. Мурена — хищный угорь величиной до двух метров. Имеет хорошо вооруженную пасть.