Юный Натуралист 1980-01, страница 12

Юный Натуралист 1980-01, страница 12

10

густыми зарослями кедрового стланика. Бели по берегам деревья обычно низкорослые и сильно искривленные под влиянием господствующих ветров, то внутри островов, по долинам рек, лес достигает оптимальной высоты, до 20—25 метров. Богата на островах и травяная растительность, много самых разнообразных цветов, которые по сочности окраски и величине порою значительно превосходят растущих на материке.

Богат и разнообразен мир зверей и птиц на Шантарах. Издавна острова славились обилием медведей, соболей, лисиц, белок. Живут в диком состоянии завезенные сюда олени. Обычны горностай и ласка. Изредка заходят по льду зимой волки и даже росомахи. В первые десятилетия, когда на Дальнем Востоке была установлена Советская власть, на островах занялись вольным разведением соболей с их искусственной подкормкой. Это был первый опыт в нашей стране, который имел положительные результаты.

В водах Шантарского моря водились в изобилии тюлени и нерпы. В Охотском и Шантарском морях в прошлом столетии водилась масса китов. Пионер русского китобойного дела на Дальнем Востоке О. Линдгольм писал, что в 1855—1857 годах целые флоты были заняты китовым промыслом в этом районе. В то время Россия из-за Крымской войны почти совсем не обращала внимания на этот промысел. По данным О. Линдгольма, в указанные три сезона, тут промышляло 438 судов, которые перебили не менее 6654 китов. И все эти суда принадлежали американским, английским, французским и другим компаниям. Уже в 1885 году О. Линдгольм просил правительство России взять под охрану национальное богатство — китов, но только в наши годы было принято специальное решение о полном запрете китового промысла в водах Охотского моря.

У Шантарских островов очень богатая история. Это, пожалуй, единственные острова нашей Родины, которые открывались и забывались много раз. Честь открытия их приписывают Василию Пояркову в 1645 году. Однако в донесении Пояркова за то время не содержалось сведений о Шантарах. Возможно, что первые сведения об островах принес Иван Москвитин, побывавший в устье реки Уда в 1640 году. Сведения об островах распространялись из Удского острога. Этот архипелаг то открывался

и туда заезжали промысловые люди, то снова забывался на несколько лет. Такое продолжалось неоднократно до тех пор, пока назрела явная необходимость в постройке нового морского порта вместо Охотска. В это время началось детальное изучение и обследование островов.

Большая заслуга в этом принадлежит поручику Г. Козьмину, который описал Удский берег и Шантарские острова в 1829—1831 годах. Затем острова посещались другими исследователями. Но до установления Советской власти на Дальнем Востоке царская Россия совсем почти не заботилась о судьбе этого богатого уголка Охотского моря.

Только в годы Советской власти началось постепенное восстановление былой славы Шантар. Там было организовано островное хозяйство. Завезены для акклиматизации северные олени. Началось вольное разведение соболей, черно-бурых лисиц.

Как известно, Шантарские острова находятся на юго-западе Охотского моря — самой суровой его части. Нередко тут льды держатся до середины июля, а иногда и до конца августа. Бывали годы, когда вообще суда не могли плавать в водах Шантарского моря. Из-за этого весна затягивалась на полтора-два месяца, а лета фактически и не бывало.

Так, летом 1971 года мне пришлось работать на Шантарах в июле—августе. Лед держался у берегов все лето. На островах в этот период только начиналась весна — начала цвести рябина, зацвела брусника и морошка. На огородах сотрудников местной метеостанции только что появились всходы редиски, лука и картофеля. Позже обычного и в незначительном количестве пришла на нерест горбуша. Был полный неурожай кедрового стланика.

Зато летом 1978 года, когда мы снова оказались на островах в те же сроки, — мы не узнавали их. Конец июл? и август стояли солнечными, теплыми. Всего два дня был дождь. Растительность буйно цвела и плодоносила. Была масса морошки, брусники, голубики и грибов. Туманы были изредка, и совсем не было штормов. Создавалось такое впечатление, что мы не на суровых Шантарских островах, а где-то на юге. И только холодная вода Шантарского моря напоминала нам, что мы не на Черном море.

Вот такие разительные перемены возможны на этих интересных и загадочных островах.