Юный Натуралист 1980-01, страница 1513 Велотрек в Крылатском. Одним видится велотрек гигантской раковиной, другие сравнивают его с большим, упавшим с неба осенним древесным листом. А если смотреть на велотрек сверху, кажется, что это огромная бабочка, присевшая отдохнуть на землю. Но это чисто внешнее сходство, или, как говорят архитекторы, образные ассоциации, связанные со зрительным восприятием архитектурной формы. Однако в архитектуре одного художественного образа не достаточно, ведь здание должно быть и красивым и удобным. Над этим и работают архитекторы вместе с конструкторами, технологами. В Крылатском, например, все предусмотрено. Здание красиво по форме, удобно для проведения велогонок. Есть и спортивный зал для физической подготовки велосипедистов, гимнастический зал, зал для занятий на велостанке, лечебные кабинеты и ряд других подсобных помещений, обслуживающих велодром. Конструкторы стремились сделать форму, подобранную архитекторами, прочной, устойчивой, конструктивно-надежной. Технологи и инженеры-строители продумали, как побыстрее, экономичнее, актуальнее воплотить в жизнь идеи проектировщиков. Часто все они — создатели архитектурных объектов — работают вместе, и трудно сказать, кто какой вклад из них внес в то или иное сооружение. Если вдуматься, то зодчие решают такие же задачи, что и живая природа, только своими средствами. Большое внимание уделяет живая природа своим конструкциям. Не случайно ее часто называют «Великим конструктором». Еще знаменитый русский ученый академик К. А. Тимирязев говорил, что растение 85 процентов своих сил тратит на создание скелета, то есть своей конструкции. Эти же слова можно отнести и к животным. И что характерно для живой природы: все свои проблемы она решает комплексно, то есть одновременно. А командуют на «строительных участках» соответствующие гены. Среди них, по-видимому, есть и свои архитекторы, и инженеры, и прорабы. Во всяком случае, известно, что созданием механических тканей — строительных конструкций организмов — занимаются специальные структурные гены. Поскольку в живой природе продух созидания форм идет слаженно, экономично, рационально, то неудивительно, что архитекторы и инженеры очень часто обращаются к ней за советом. Не всегда и не все заимствуют они из живой природы. Иногда берутся лишь отдельные технические элементы, иногда используется форма, геометрия формы живых организмов, или не готовый технический принцип, а идея конструктивного решения. И вот многие такие идеи живой природы находят свое выражение в олимпийском строительстве, хотя и выступают подчас в завуалированном виде. Законы живой природы часто перемежаются и сочетаются с теми техническими приемами, которые выработаны архитектурной и инженерной практикой. По-этому-то и трудно со всей категоричностью заявить, что, например, здание велотрека в Крылатском похоже на ка-кую-либо вполне конкретную форму живой природы. Однако обратим внимание на любопытный момент: в здании велотрека нет четкого подразделения на стены и крышу. Все оно воспринимается как целостный организм. Но это новый «организм», созданный архитекторами и инженерами. Если внимательно присмот
|