Юный Натуралист 1980-01, страница 10

Юный Натуралист 1980-01, страница 10

8

все разбросал по степи. Пришлось полдня разыскивать в песке наволочки и платья.

А молодой бригадир, двадцатилетняя Галя Манджиева улыбается:

— Всякое бывает, мы к таким «сюрпризам» уже привыкли. Это степь. Наш дом. Здесь мы родились и выросли. Для нас здесь все родное, и эту природу я бы ни на что не променяла. Даже на прибалтийские дюны у моря, поросшие лесом. Красоту степи нужно уметь чувствовать.

Бригада молодых чабанов живет в небольшом вагончике, в котором они вслед за отарой овец кочуют по степи. Кочевье длится полгода, с весны до осени, а потом овец размещают в совхозных фермах-кошарах. Там животные зимуют.

Зима в Калмыкии суровая. Сильные морозы, бураны, обжигающие ветры. Трудно приходится чабанам, хоть и говорят они, что «это дело привычное». Но разве можно привыкнуть к таким происшествиям, какое случилось, например, в январе прошлого года?

Из загона во время метели убежал косяк овец. Три дня его разыскивали по степи. На лошадях, укутавшись в толстые .полушубки, молодые чабаны были похожи на древних рыцарей. Только им было не до шуток. Кони по колено утопали в снегу. За вьюжной пеленой и в двух шагах не видно ни зги. Бригадир Галя Манджиева каждые десять минут стреляла в воздух из старенького ружья. Если овцы услышат выстрел — встрепенутся, заблеют — так их можно будет заметить. Только на третий день девушки нашли у Сухой балки отбившийся косяк. К счастью, все овцы были целы.

Четвертый год уже действует в совхозе «Ергенинский» Приозерного района Калмыкии комсомольская бригада чабанов. Она была организована из выпускников местной школы. Девушки избрали этот путь не случайно. У большинства из них отцы и матери всю жизнь проработали в отарах. Галя Манджиева говорит, что она стала пасти овец с отцом еще с пяти лет. В одиннадцать девочка впервые самостоятельно оседлала коня, научилась управлять отарой.

— В нашей совхозной школе постоянно действует кружок «Юный чабан», которым

руководят лучшие животноводы хозяйства: главный зоотехник Андрей Баджаев, Герой Социалистического Труда Гаря Гако-вич Менкенов и его брат Зула Гакович, — рассказывала бригадир «Тюльпана», когда мы сидели в вагончике, дожидаясь водовоза. — Сейчас не станешь хорошим чабаном без серьезных зоотехнических знаний. Их основы в нас закладывает сельская школа — спасибо ей. А прочность этих знаний мы проверяли делом уже в степи, взяв чабанский посох.

— Мы постоянно учимся у степи, — вступила в разговор комсорг бригады Валя Санджиева. — Учимся у старых опытных пастухов. Наука не из легких. Чабан должен знать все травы, кустарники в степи; места, где лучше пасти животных; определять лекарственные растения. А животный мир! Это только на Первый взгляд степь кажется пустынной, необитаемой. На самом деле здесь обилие всяких птиц и зверей, стада сайгаков, степные орлы, есть даже волки... И во всем этом мире чабан должен разбираться.

Людям, не посвященным в премудрости этого древнего ремесла, кажется, что быть чабаном несложно — «знай себе гоняй овец по степи». Я и сам так раньше думал. А познакомившись с работой пастухов, поездив по отарам, понял всю ответственность и трудность этого дела.

Бригада «Тюльпан» готовилась к стрижке овец. В этот период животным нужен особый уход — купание, хорошее кормление.

Смотреть, как ловко работает Галя Манджиева со своими помощницами — одно удовольствие. Рядом трудятся опытные стригали и ребятишки из местной школы, члены кружка «Юный чабан» Маша Муч-каева и Гена Шагальдиев. Юннаты волнуются, посматривают на старших — для них это первый экзамен по будущей специальности.

Говорят, что особенно красива калмыцкая степь весной — она становится красная от цветущих цветов «бамбцицик». Так называют здесь тюльпаны. Наверное, поэтому комсомольская девичья бригада чабанов носит имя «Тюльпан» — символ красоты и молодости.

Н. АЛЕКСАНДРОВ Рис. С. Аристокесовой