Юный Натуралист 1980-01, страница 45

Юный Натуралист 1980-01, страница 45

45

ДОМАШНИЙ МЕДВЕДЬ

Как-то охотники-промысловики подарили мне двух медвежат. У моей ощенившейся собаки было четверо двухнедельных щенков. Хотя медвежата были старше их примерно на месяц, они почти не отличались от них ни ростом, ни цветом шерсти, и я решил первое время воспитывать медвежат вместе со щенками. Выпустив на прогулку Пальму, я подложил медвежат к щенкам, и они смешались с ними, приобрели щенячий запах. Вернувшаяся с прогулки Пальма не обратила никакого внимания на увеличение своего семейства, и медвежата питались ее молоком. Оно оказалось для них весьма полезным: медвежата быстро росли и недели через две стали раза в два крупнее щенков.

Вскоре резко определился неуживчивый, злобный характер маленькой медведицы, и чрезвычайно мягкий, покладистый — ее братишки.

Я начал кормить их более умеренно из отдельных мисок. Машке это не понравилось, и она стала хитрить: не прикасаясь к своей порции, кидалась к Мишке и хватала пищу из его миски, на что последний никак не реагировал. Мишка намеревался принять участие в ее трапезе, но Машка злобно рычала, огрызалась, вступала в драку, и медвежонок убегал прочь от своей разъяренной сестренки. Пришлось кормить их порознь: одного на кухне, а другого в сенях дома.

В игре со щенками Машка проявляла озорство, причиняла болезненные укусы, би

ла передними лапами, грозно рычала. Если Пальма пыталась защищать своих визжащих от боли питомцев, медведица вступала с ней в драку и нападала на собаку раза в четыре больше ее так ожесточенно, что Пальма опрометью кидалась из дома, открывая с ходу наружные двери из прихожей. На укусы Пальмы Машка не обращала внимания и становилась еще более агрессивной.

Когда щенята были розданы охотникам, Машка могла играть только с братом. Но игры кончались тем, что Мишка жалобно ревел от боли, старался убежать и спрятаться от преследовавшей его свирепой медведицы. Пришлось запереть ее в дровяной сарай. Она бесилась, визжала на все лады, грызла зубами и царапала когтями толстые дверные плахи. Однако через несколько дней она догадалась подкопать под ними землю, вышла во двор и стала гоняться за курами, поднявшими страшный переполох и крик на всю округу.

Мои попытки отучить ее от драк с братом, приучить к послушанию не имели успе • ха. Поэтому я отдал Машку в зоологический сад, после чего в доме настали тишина и порядок.

Мишка первые два-три дня искал сестру, бегал в сарай, не находя ее, невеселый отправлялся на свое место и мирно засыпал. Затем он привязался к Пальме, которая вначале относилась к нему недоверчиво. Дома они играли тихо, мирно, а во дворе гонялись взапуски, скакали друг через друга. Медвежонок забавно ■ кувыркался через голову и, несмотря на кажущуюся неуклюжесть, не отставал от Пальмы и, легко догоняя, сбивал с ног, ловко увертывался, когда она гналась за ним. Нарез-