Юный Натуралист 1980-06, страница 11

Юный Натуралист 1980-06, страница 11

9

нющнх огурцов и красно ох множества крупных помидоров. Было жарко, как летом в Каракумах.

Девочки поведали мне, что опыты их станция проводит по заданию многих ученых, которые пристально следят за ее работой. Член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда Н. В. Черский, много помогающий тойбойхойцам советами, очень доволен результатами их трудов. Ученые смело предполагают, что настанет день, когда на ВДНХ СССР в павильоне юных натуралистов люди увидят арбузы из приполярного Тойбохоя.

— Однако мы трудимся не ради славы, — заявили девочки. — И даже не для того, чтобы когда-нибудь досыта наесться своими арбузами, хотя этого со счетов и нельзя скинуть: сладкое-то каждый любит. Главное же, что зовет нас трудиться, причем на совесть, — это то особое удовлетворение, какое мы испытываем, преодолевая, казалось бы, непреодолимое, то есть вечную мерзлоту. Представьте такую картину: перед вами твердая, как наждак, мерзлая почва. Вы, проделав прежде сотню всевозможных агрохитростей, сажаете в нее, например, рассаду капусты и начинаете ждать, что из этого выйдет. Одновременно вы без конца поливаете и подкармливаете рассаду, укрываете ее от заморозков, подогреваете под ней разными способами почву. Так проходит дней девяносто, и вы однажды обнаруживаете пусть небольшие, но тугие кочаны капусты. И вас враз охватывает необыкновенное чувство. Это чувство, наверное, похоже на то, что испытывает альпинист, первым покоривший отвесный утес, покрытый вечным льдом. Мы называем это чувство радостью победы, к которому примешивается чувство гордости от сознания, что ты сделал то, чего до тебя не сумел сделать еще никто.

Дух первооткрывателей, первопроходцев — вот что, оказывается, руководит юннатами в их делах. Тойбохойский сад под открытым небом и оранжереи пока не производят продукции в таком количестве, чтобы можно было удовлетворить запросы всего населения совхоза. Это дело будущего. Зато задорный юннатский труд дает другие плоды, которые Георгию Евдокимовичу кажутся куда более ценными, чем огурцы или помидоры. Заговорив об этом, старый учитель пригласил меня в народный музей н там, в разделе «История родного села и совхоза», показал фотографии своих односельчан.

— Вот заместитель министра, а это кандидат экономических наук. Вот знат

ная доярка, а это известный в республике зоотехник. Вот полковник Советской Армии, а тут композитор... — кивая на фотографии, объяснял Георгий Евдокимович.

— Эти люди и сотни других, фотопортреты которых мы видим здесь, — все они мои ученики. Каждый из них в прошлом был юннатом и внес в создание сада, станции и этого музея свою посильную лепту. Неважно, что не все они стали биологами, не все трудятся в сельском хозяйстве. Важно другое — все они, пройдя юннатскую школу, нашли свое место в жизни, обрели себя как достойные граждане. Тут еще необходимо отметить, что многие из них не имели родителей и жили в Тойбо-хойском детдоме. Однако ни один из детдомовцев не избрал в жизни дурного пути, каждый стал полноценным человеком. И в этом немалую роль сыграл тот первооткрывательский дух, которым насыщена деятельность наших юннатов. Люди эти — самые, если можно так выразиться, ценные плоды, которые получило наше общество от летнего и зимнего садов Тойбохоя.

Бродя по музею, я вновь и вновь возвращался в зал, посвященный Тойбохою. В музейных материалах о нем вся история типичного якутского села после революции. Осматривая экспозицию, посетители как бы становятся очевидцами эпизодов гражданской войны, борьбы с кулачеством в пору коллективизации. Знакомятся со славными сыновьями и дочерьми Тойбохоя — коммунистами и комсомольцами, героями, павшими на фронтах Великой Отечественной, и героями наших мирных будней. Здесь же отражена и история местной школы, судьбы ее выпускников и дела учащихся, живущих по заветам великого Ленина.

— Все, что окружает посетителей в музее, — говорил Георгий Евдокимович, — это летопись воплощения ленинских идей.

...Идут и идут в народный музей имени В. И. Ленина группы туристов, чтобы воочию убедиться на примере одного села, каких высот достигла некогда самая отсталая окраина царской России — Якутия, избравшая ленинский путь. И среди гостей много таких, которые прибывают сюда не только просто посмотреть, но и обязательно перенять замечательный и богатейший опыт юных тойбохойцев, увлеченных преобразователей н хранителей природы родного края, создателей цветущего чуда на вечной мерзлоте.

И. ПОНОМАРЕВ Фото Н. Щербакова

2 «Юный натуралист» № 6