Юный Натуралист 1980-07, страница 25

Юный Натуралист 1980-07, страница 25

23

сти. Настоящие Олимпийские игры! Самые массовые из всех. Поразительны упорство и настойчивость участников состязаний, постоянно повторяющих свои и чужие результаты, улучшающие и ставящие новые рекорды.

Чтобы переносить зной, холод, ветер, пургу, дождь, подниматься на большую высоту или опускаться на глубину, пробежать, проплыть, преодолеть расстояния во время переселения или поисков корма, настигнуть добычу, спастись от врага, прорасти из маленького семечка через многие сантиметры почвы, а иногда камней или асфальта, надо быть очень сильным, выносливым, подготовленным, уметь мобилизовать все возможности, заложенные в организме. А этого нельзя достичь без систематических тренировок.

Приглядитесь к животным. Кошка, собака, корова, куры, утки, пчелы, даже мухи имеют строгий режим дня. В одно время просыпаются, играют, собирают пищу, отдыхают. Первым делом после сна — зарядка, массаж, туалет. Кошка проснулась, потянулась, попеременно вытягивая передние и задние лапы, пробежалась, попрыгала. Тщательно вылизала свою шерсть — массаж и водные процедуры одновременно. И так каждое из живых существ.

В век космической техники трудно кого-либо удивить большой скоростью. Человек постоянно открывает все новые и новые возможности, заложенные в его собственном организме. Марафонская дистанция в 42 километра 195 метров считается труднейшим испытанием для бегуна. Но, оказывается, в горах Мексики на высоте 2300 метров над уровнем моря живет индейское племя тарахумаров. Племя бегунов. Мальчики и девочки здесь начинают бегать с раннего детства. А взрослые индейцы взбегают на крутые склоны гор быстрее оленей. На своих традиционных соревнованиях — рарапипама — и участники и зрители пробегают десятки километров. Наивысший рекорд среди них зарегистрирован в 1932 году. Тарахумарец Луис Росас пробежал за 72 часа 560 километров. Тринадцать марафонских дистанций сразу! Среди животных такие достижения — обыденное дело.

Солнечный шар нехотя, а потом вдруг сразу поднялся из-за горизонта. Лучи упали на леток улья. Пчелы вяло начали выползать. Постепенно крылышки стали чаще и чаще дрожать, напрягаться. Пчелы начали разбегаться, взмывать в воздух и вот уже исчезли в полях. Быстрота полета этих неутомимых тружеников (65 километров в час)

такая же, как скорость поезда и... зайца-русака. Возвращаясь в улей с ношей, равной трем четвертям своего веса, пчела снижает скорость лишь наполовину, а за нектаром часто приходится летать до ближайшего цветка более одного километра. И так сотни раз в день. Чтобы развить такую скорость, пчелам приходится делать по 440 взмахов в секунду.

Неподалеку можно наблюдать и других рекордсменов. Мчащаяся со скоростью 144 километра в час стрекоза коромысло, высматривая добычу, внезапно застывает на одном месте, неподвижно повиснув в воздухе, взмахивая сразу всеми четырьмя крыльями по 100 раз в секунду. Сопровождающие нас надоедливым зудом комары, норовящие на ходу впиться в кожу, работают своими крохотными крылышками в 10 раз быстрее.

На островах Баренцева моря в сухой лишайниковой тундре шумными компаниями гнездятся мелкие чайки — полярные крачки. Светло-сизые сверху, с черной шапочкой на голове, с узкими длинными крыльями и вильчатым хвостом, они полетом напоминают стрекоз. Стремительно мчатся крачки над водной гладью в поисках косяка рыб. Заметили, закружились, как комары-тол-кунцы. Подняли пронзительный крик и одна за другой зависли в воздухе, трепеща крыльями. Затем, стремительно бросившись в воду, стремглав выныривали из волн с трепещущей добычей в клюве. Выведя птенцов, к августу они покидают колонию,, направляясь через моря и океаны зимовать к Антарктиде. Так в течение года с мест зимовки на родину и обратно они преодолевают путь, равный длине экватора.

Сколько же птицы могут пролететь за день? Наш обычный скворец, все лето таскающий с огородных грядок червей и насекомых в свой домик на ближайшем дереве, успел за сутки пролететь расстояние в 1230 километров, от Куршской косы до Бельгии. Известен случай, когда сокол за это же время преодолел путь в 1700 километров. Среди птиц неутомимые спортсмены способны выполнять беспосадочные перелеты в течение 115 часов. Но и самые плохие летуны, каким считается белая трясогузка, могут находиться в пути без отдыха по 40 часов, за секунду пролетая 15 метров. Интересно, что одна и та же птица бывает стайером и спринтером. Сокол сапсан, завидя добычу, взмывает вверх, потом, сложив крылья, падает вниз, пролетая в секунду по 100 метров.