Юный Натуралист 1980-07, страница 31

Юный Натуралист 1980-07, страница 31

29

первые незатейливые уроки нравственного и эстетического воспитания, мечтал о научной работе. Его мечта как эстафета передавалась из поколения в поколение. Однако маленький зал был тесен, и частенько вереницы детей, стоящих у кассы, уходили в слезах, не получив билета.

И вот оно свершилось: мечта стала явью. Глазницы окон старого Уголка наполняются теперь по утрам солнечной лазурью нового белокаменного театра, выросшего подле старых стен. Уникальный проект лауреата Государственной премии Г. Саевича вписался единым целым в островок добра, созданного дедушкой Дуровым. Пройдет немного дней, слон ножницами перережет ленточку на новой сцене, запоет петух, раздастся трубный клич фанфар, и новый столичный детский Театр зверей имени В. J1. Дурова откроет свой первый сезон.

В глубокой древности родилось это действо, похожее на волшебство, где человек всегда становится добрым магом. От седого Египта до прекрасной Византии, от величавого Рима до трепетной Греции, от Китая до Индии и, наконец, в истоках культуры нашей Родины мы находим предания о выступлениях странствующих комедиантов со своими четвероногими и пернатыми друзьями. Это и были первые дрессировщики, а слово «дрессура»» пришло к нам с берегов Сены, от французского «дрессер», что значит «обучать». Дрессура — еще и приручение, подготовка животных к показу трюков, где бы то ни было: на площадке служебного собаководства, в научной лаборатории, на цирковой арене.

Я знаю, ребята, как вы любите цирк! Но когда же он появился у нас, этот древний всегда удивительно молодой вид искусства? В Киевской Руси на фресках собора святой Софии (XI в.) есть изображение амфитеатра. Мы видим восторженные лики зрителей, присутствующих на своеобразном представлении. Навсегда запечатлел камень один из лучших цирковых спектаклей: здесь и музыканты, и кулачные бойцы, и тонконогие красавцы лошади, и эквилибристы с шестом, и жестокая травля диких животных. Так ярко рассказал камень. На бумаге же был передан рассказ не сказочный, а документальный: летопись деяний царя Михаила Федоровича. Там-то и упоминается первый на Руси укротитель — рязанец Григорий Иванов и его добрый лев — царь зверей, покорный человеку. Это был 1619 год.

А вот в конце XIX века на арене цирка появился удивительный клоун: он всегда выходил со своими друзьями и коллегами по работе — четвероногими и перна

тыми. Это был Владимир Леонидович Дуров. Это потом он станет для всей детворы на свете дедушкой Дуровым, тем самым, кто разработал гуманный, безболевой метод дрессировки.

Замечательный клоун стал не только первым заслуженным артистом РСФСР в советском цирке, но и ученым-самоучкой. Пользуясь трудами академика И. П. Павлова, В. М. Бехтерева и других, В. Л. Дуров выработал собственный, дуровский, метод дрессировки. Он сводится к трем основным моментам:

«1. Надо так или иначе (однако не прибегая к болевому, механическому воздействию) заставить животное сделать необходимое вам движение или выждать, когда оно само сделает это движение.

2. Сделать так, чтобы движение было связано для животного с ощущением удовольствия, с ощущением приятного чувства.

3. Одновременно с этим движением дрессировщик дает тот или иной сигнал: звуковой (слово, свист), световой, жестикуляция и т. п.».

Но кто зке может пользоваться этим методом и как стать дрессировщиком? Такой вопрос мне часто задают ребята в письмах. Да, действительно, все в моей семье были дрессировщиками: дедушка В. Л. Дуров, отец — народный артист СССР Ю. В. Дуров. Начав работать на арене цирка с четырех лет, в шесть я уже считала, что' стала, конечно, сложившимся дрессировщиком и артисткой.

Вместе с отцом я выходила на арену. И мне аплодировали гораздо больше, чем ему. Ведь он, прославленный народный артист, не имел такого громадного банта, как я, и не казался таким крошечным рядом со слоном. Но как-то отец меня спросил:

— Скажи, Наташа, как ты думаешь, ты уже актриса и дрессировщица?

— Да! — гордо ответила я.

— Так вот, дорогая моя дочь! Ты не артистка и не дрессировщица. Ты же не сможешь читать литературу о животных! Не сможешь вести свой рабочий дневник поведения животных! И как ты подсчитаешь, сколько корма нужно дать слону и сколько мышке? Если ты не умеешь считать, все перепутаешь, отдашь слону мышиную пооцию, а мышке слоновью, что произойдет? Нет, дорогая моя, отправляйся-ка ты в школу, и, когда окончишь ее, мы еше решим: сможешь ли ты стать артисткой-дрессировщицей?

Не зря отец сказал все это. Ведь с детства нужно воспитывать в себе характер. Какой? Настоящего человека, щедрого и доброжелательного, чье бурное настроение с любыми переходами от радости до гнева