Юный Натуралист 1980-10, страница 33

Юный Натуралист 1980-10, страница 33

самолеты также были поначалу неуклюжи и малоэффективны. Однако это обстоятельство, как известно, не остановило изобретательскую и инженерную мысль.

В 1959 году американские исследователи В. Арнольд и Е. Маклей впервые сконструировали батарею, содержащую пигменты растений — хлорофилл и каротин. Это устройство уже умело преобразовывать свет в электричество. Правда, оно было еще очень и очень несовершенным.

Подобные работы велись и в СССР под руководством доктора физико-матаматиче-ских наук Геннадия Германовича Комиссарова в Институте химической физики Академии наук СССР. В 1968 году эта группа построила «фотовольтаическую батарею», параметры которой год от года улучшают. Сейчас КПД ее уже достиг нескольких процентов. Следуя завету Ф. Жолио-Кюри, советские исследователи вместо хлорофилла использовали его аналог — фталоцианин. Молекулы эти менее капризны, чем хлорофилл, лучше вписываются в технику, совместимы с ней.

Ученые полагают: лет через 20—30 может стать реальностью промышленное производство хлорофилла и стеклянных листьев. Подобный прогноз может показаться слишком смелым. Однако не следует забывать, что синтезировать искусственно хлорофилл мы уже умеем.

Давайте помечтаем. Земной шар опоясан желтой лентой пустынь. Чтобы окинуть взглядом этот пояс, не обязательно быть космонавтом. Достаточно крутануть рукой миниатюрную модель нашей планеты — школьный глобус. Лента пустынь вдоль экватора волнует воображение не только школьников. Она давно уже приковала внимание ученых-гелиотехников, энергетиков. Ведь, может быть, главное богатство пустынь не быстро исчезающие нефть и газ, а неисчерпаемое, вечное солнце) Его горячие, щедрые лучи!

Конечно, при современном уровне техники, чтобы перекрыть пустынные земли гигантской сетью коллекторов солнечного света, потребуется столько металла, сколько не смогут дать все известные ныне месторождения. А сколько потребуется дорогостоящего монокристаллического кремния! Другое дело, если техника будет опираться на зеленые фотоэлементы, обходящиеся без металлов и полупроводников, действующие по рецептам живой природы, построенные из дешевой органики и недифицитных материалов. Не сбудется ли тогда пророчество советского академика Абрама Федоровича Иоффе, который некогда говорил и писал: «Солнце, в течение тысячелетий бывшее проклятием пустыни, сделается ее благословением».

Ю. ЧИРКОВ,

доктЪр химических наук Рис. В. Перльштейна

31

СТАРЕЙШИНА НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ

Московское общество испытателей природы, созданное при Московском университете в 1805 году, объединило ученых самых различных областей естествознания: биологов, географов, химиков, физиков, геологов.

Главные задачи, которые ставило перед собой МОИП (так сокращенно называется это Общество),— изучение богатств природы нашей Родины, их охрана и поиски путей использования в интересах страны. На заседаниях Общества рождались замыслы будущих крупных открытий. Члены Общества, работая в различных уголках России и за ее пределами, привозили большие коллекции животных, растений, минералов, этнографических предметов и передавали музеям Московского университета с тем, чтобы все это смогли увидеть многие.

Ч. Дарвин, В. Гёте, Ж. Кювье, М. Фара-дей, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, В. JI. Комаров и многие другие отечественные и иностранные ученые, известные всему миру, были членами Московского общества испытателей природы.

Общество разрешало присутствовать на своих заседаниях всем желающим. И, несмотря на запрет царя упоминать даже имена А. И. Герцена и декабристов, оно избрало этих людей своими членами. В начале прошлого века наукой в нашей стране могли заниматься лишь избранные, богатые люди. Царское правительство старалось не допускать людей простого звания к знаниям. Передовые русские ученые понимали, что это наносит огромный ущерб отечественной науке, и старались найти пути, чтобы народ мог знакомиться с накопленными знаниями. Роль проводника знаний взяло на себя это Общество. В его работе всегда участвовала молодежь. А в советское время при МОИП с+али работать кружки юных натуралистов и юных геологов. Настоящая наука та, которая передает эстафету поиска от поколения к поколению. И сейчас трудно назвать советского ученого, занимающегося изучением естественных наук, который не начинал бы свои первые шаги в МОИП. Многие известные ученые считают, что участие в работе Общества дало им знаний не меньше, чем учеба в университете.

Московское общество испытателей природы — одно из старейших научных обществ в мире. В этом месяце ему исполняется 175 лет.

В. РАХИЛИН

кандидат географических наук