Юный Натуралист 1980-10, страница 36

Юный Натуралист 1980-10, страница 36

ву, красные огоньки. Легко откусив край цветка, чечевица обнажает густо посаженные семена. Съев несколько семечек, чечевица переходит ко второму цветку, третьему, десятому, пока не насытится. Оставшиеся семена подберут другие птицы. Клювики птиц в это время заметно испачканы клейкой массой быстро подсыхающего сока. Отцвел одуванчик, разлетелись по ветру семянки. Опустело поле. И лишь одна-две пары чечевиц, что за-гнездились где-то в смородине, остались здесь.

Разбивка на пары у наших знакомцев происходит так же, как и у большинства воробьиных. Чер«з день-два после прилета самец, облюбовав понравившийся участок, громкими песнями призывает самочек и оповещает самцов, что владения эти заняты. Если претендент на участок не один, между птицами возникают ссоры, а то и драки. Случалось видеть, как два самца, поднимаясь в воздух, сшибаются на взлете грудью и где-то на уровне верхушек деревьев схватываются лапками и клювами — и вот уже живой крутящийся клубок падает на землю. Свое недовольство птицы выражают полным негодования свистом вперемежку с шипением и скрежетом. Оказавшись в траве, они продолжают схватку либо лежат, крепко сцепившись друг с другом до тех пор, пока один из них, менее яростный, не сделает попытку высвободиться и обратиться в бегство. Победитель же взлетит на одну из ближайших ветвей и свистнет громко, сообщая миру об одержанной победе.

Самочка, привлеченная свистом самца, вначале избегает своего кавалера. Покажется и тут же спрячется где-то в кустах. Самец, подлетев, ведет себя сдержанно, неуверенно. В тоне слышатся вопросительные нотки: «чи-ив», «чи-ви»,— будто не знает, какую выбрать линию поведения. Подобный же звук, но с интонациями определенно тревожными подают чечевицы-родители при опасности, обеспокоенные судьбой гнезда или птенцов-слетков.

Не всегда две птички легко находят общий язык. Но вот они наконец достигли согласия. Пара создана. Последующие этапы гнездовой жизни следуют друг за другом в положенной очередности. Самочка приступает к строительству гнезда. Выбор места труда не представляет, поскольку кустарники и молодые деревца покрыты уже листвой. Строится гнездо невысоко от земли, редко в двух метрах, обычно ниже Самец проявляет к подруге трогательную и завидную привязанность, неотступно сопровождая ее во время сбора материала для гнезда. Сам участия, судя по всему, в его строительстве не принимает. Вре-Nfa от времени он напоминает окружающим, что участок занят, а хозяин на месте. В конце мая, чаще в начале июня в гнезде полная кладка, иногда до 5—6 яиц. Но чаще в гнезде я находил всего лишь три яйца. Насиживает их самочка.

Гнездо чечевицы — рыхлая, очень небрежно сделанная постройка, свитая из травы. Постройка настолько непрочна, что подрастающие, но не умеющие еще держаться на ножках птенцы, упираясь о бортики гнезда головками и ногами, порой полностью разрушают все сооружение.

Несовершенство гнездовой постройки, как и низкое ее расположение, объясняется, наверное, тем, что птица недавно — конечно, в масштабе своей эволюционной истории — перешла от гнездования на земле к постройке гнезд на ветвях.

Птенцов чечевицы выкармливают семенами молочной и восковой спелости. Подлетающая к гнезду взрослая птица в клюве ничего не держит. Корм, предварительно измельченный и проглоченный родителем, отрыгивается в требовательно раскрытые рты голодных птенцов. Кормят оба родителя, но самец По-прежнему ревностно относится к самочке. Порой создается впечатление, что он больше озабочен не поисками корма, а тем, как бы не потерять подругу из виду. Выводок, покинувший гнездо, держится в высокотравье. Если же поблизости от гнезда находятся недозревшие хлебные поля, родители уводят птенцов туда. Здесь они надежно укрыты от посторонних глаз и корм в изобилии.

Взрослые чечевицы исчезают из наших мест уже в августе, лишь окрепнут и перейдут к самостоятельной жизни птенцы. Молодежь иногда можно встретить в середине сентября, редко позднее.

Есть в жизни этих птиц малоизвестная особенность. Мне дважды пришлось убеждаться, что один самец чечевицы опекал двух самок. В обоих случаях самочки имели неподалеку друг от друга гнезда. У самцов, таким образом, оказалось две семьи. Ссор между птицами я не наблюдал. Самочки в сопровождении самца слетали с гнезд, рядом кормились, одновременно возвращались на гнезда, каждая на свое. И еще одна маленькая подробность из семейной жизни чечевиц. В случае гибели самца из гнездовой пары, имеющей уже птенцов, в скором времени (иногда в ближайшие часы) появляется другой. Чаще всего серый, молодой. Если понадобится, может быть и второй, и третий, и даже пятый или шестой «отчим» у птенцов.

Природа — объект для наблюдений очень непростой. Поэтому любой из нас постоянно ощущает пробелы в знаниях даже о тех животных, с которыми мы встречаемся повседневно. Быть может, кто-то из юных читателей, если его заинтересовала чечевица, займется со временем изучением ее жизни и, пополнив свои знания личными открытиями, сможет доказать, что два последних наблюдения за че-чевицами определенным образом взаимосвязаны.

Н. НЕМНОНОВ

Фото автора