Юный Натуралист 1980-11, страница 36

Юный Натуралист 1980-11, страница 36

34

А я все думаю, верно ли я поступил? Пустельгу спас, а канюка лишил обеда. Ведь обе птицы полезны, а закона природы не изменишь...

А мы думаем, друзья, что в данной ситуации Женя оказался прав, потому что в нише-то пустельгу ждали четыре птенца-пуховичка. Женя их потом сфотографировал. Если бы мать погибла, то и они не выжили. Слишком дорогим был бы обед канюка. А он наверняка найдет себе какую-нибудь другую добычу!

Женя обращается к нам с просьбой — дать в журнале схемы и чертежи искусственных гнездовий для дневных хищных птиц — обыкновенной и степной пустельги, кобчика, а также для сов. Мы постараемся выполнить его просьбу. А если кому-то из вас, дорогие Почемучки,, удалось привлечь хищных птиц, смастерить для них домики, обязательно напишите нам и пришлите рисунки.

Теперь, дорогие друзья, мы вместе с профессором, доктором биологических наук Олегом Павловичем Богдановым побываем в Бадхызском заповеднике и понаблюдаем за варанчиками.

Загадочная ящерица

Серый варан во всем загадочен. У него раздвоенный, как у змей, язык, и многие ученые считают, что современные змеи произошли от древних варанов.

Варан выдерживает по сравнению с человеком огромные дозы радиоактивного облучения и не погибает. По-видимому, предки его приобрели иммунитет к облучению в древнейшие времена, когда на Земле была повышенная радиация. Варану не страшен укус гюрзы и кобры, он переносит двадцать смертельных для человека доз яда, а ядовитых змей ест.

Меня же интересовала еще одна загадка варана. Самки откладывают яйца в июне — июле. Развитие яиц идет относительно быстро и заканчивается в течение двух месяцев. А молодых варанчиков никто никогда не ловил ни в конце лета, ни осенью. Куда же деваются новорожденные?

Иной раз мне за день попадалось до четырнадцати взрослых варанов, а малыша за много лет полевых исследований встретил только один раз.

Однажды все прояснилось. Шел я как-то по песчаной части Бадхыза, где нет ни знаменитых фисташковых деревьев, ни куртин ириса. Всюду как лес стояли высоченные, в рост человека, желто-зеленые зонтики ферулы, а между ними земля пестрела от

красных и желтых тюльпанов. Ьыло начало мая, и все змеи и ящерицы давно вылезли из своих зимних квартир.

На пологом песчаном южном склоне низенькая и реденькая травка уже пожелтела и между поблекшими стебельками лежал маленький, поразительно яркий, с черными полосками варанчик. Ящерица грелась на солнце и, впервые встретившись с человеком, даже не попыталась и бежать. Рядом я заметил еще одного варанчика, который первый раз в этом году, а может быть и в жизни, пробил песчаную корку и высунул наружу голову. Я помог ему вылезти из норы и тут сбоку услышал едва уловимый шелест песка и заметил третьего малыша.

Теперь у меня не оставалось сомнений: новорожденные вараны, как и среднеазиатские черепахи, вылупившись из яиц, тут же рядом, возможно в той же норе, остаются

зимовать и только на следующий год и позднее взрослых выбираются наружу. Где-то здесь должна быть яичная скорлупа. Принялся рыть песок. Грунт был плотный, но я все же докопался до пергаментной скорлупы вараньих яиц.

Вот видите, как важно для натуралиста не терять ни одного часа. Каждый поход даже по давно изученным и привычным местам дарит новое! Дарит открытие! Натуралисты, конечно, не только наблюдатели, они защитники природы. И наши ряды растут!

Почти каждый день читаем мы примерно такие письма.

Уважаемая редакция! Пишут вам ребята из отряда «Верные друзья». Год назад мы решили создать отряд, чтобы охранять животных и растения. Наметили территорию,