Юный Натуралист 1981-02, страница 24

Юный Натуралист 1981-02, страница 24

Приветствую вас, друзья! Отмечаете ли вы в своих фенологических дневниках приметы приближающейся весны? Они уже есть. Дни стали длиннее и светлее, оживленнее ведут себя птицы, в полдень иногда капает с крыш капель и появляются сосульки. Но пора настоящего предвесенья еще не наступила. Пока хозяйничает зима с метелями и морозами.

Птицам в ветреные дни совсем плохо — спрятаться негде и корм с кормушек сдувает ветер. Да в них и не всегда еда оставлена. Иногда увидишь вроде бы хорошую столовую для пернатых, возле которой в недоумении летают голодные птицы — вчера тут был корм, а сегодня нет, забыли положить. Этого нельзя допускать — корм в кормушках должен быть постоянно. Хорошо, если около домов растут рябины и на них остались плоды. Тогда сюда прилетят нарядные снегири, свиристели или интересные птицы с толстым клювом — щуры. Их наблюдал наш гость, любитель-орнитолог В. Муравьев на улицах Москвы. Вот что он рассказывает.

Щуры в городе

Вблизи Нагорной улицы, в молодых посадках, я впервые увидел стайку щуров. Их было штук двадцать. Одни были серые с желтова тым отливом, другие — какие-то ржаво-гряз ные, третьи — настоящие красавцы в опере нии красновато-малиновом с серовато-розо вым отливом. Птицы эти привлекали внима ние всех прохожих.

Щуры — сравнительно крупные птицы, похожие на клестов, только клюв у них прямой и утолщенный. Питаются в основном плодами и ягодами брусники, морошки, рябины, можжевельника, дёрена, а также дикими яб локами, почками фруктовых, хвойных и лиственных деревьев и семенами сорных трав. Жители тайги, они покидают свои места обитания только в самые лютые зимы или в неурожайные годы. Зима 1979 года была как раз морозной, а урожай рябины в Подмосковье был такой, что осенью все дворы, бульвары, скверы буквально горели от красных плодов.

Щуры в поисках корма кочевали по хвойным лесам, придерживаясь заболоченных мест. А в декабре они появились в Москве. Я радовался этим редким и необыкновенным гостям и часто ходил любоваться ими к станции метро «Варшавская». Здесь у самого входа на высоких рябинах почему-то собирались только красные щуры, а остальные облюбовали дворы домов, расположенных вдоль Чонгарского бульвара и Болотниковской улицы. Я думал, что ягод им хватит на всю зиму, но произошло вот что. К щурам присоединились свиристели и масса дроздов-рябинников, невесть откуда прибывших. Они с жадностью целиком заглатывали заледеневшие плоды и на глазах у всех опустошали деревце за деревцем. В течение месяца в этом районе с рябиной было покончено и во дворах воцарилась тишина. Тогда я стал развешивать на своем балконе припасенную заранее рябину, и щуры, к великой моей радости, прилетали ко мне. Их было немного, но угощения хватило только на неделю. Щуры улетели, а я задался целью подготовиться к их новому прилету тщательнее — посадить во дворе дома новые деревца рябины и кусты калины.

Рябина — прекрасное дерево! Хороша она во все времена года и так щедра на урожай плодов, что спасает зимой несметное число птиц. И вырастить ее очейь просто — размножается она черенками или семенами.

Давайте и мы с вами, Почемучки, поставим перед собой цель — посадить хотя бы по одному дереву рябины. Сколько птиц тогда удастся спасти от голода.

И еще одно задание: кто увидит щуров в своем городе, обязательно сообщите нам, сколько их было, где вы их видели, нарисуйте их, напишите, к какому отряду и семейству они относятся. Отчет о выполнении этого задания присылайте в конце марта.

Другой наш гость, профессор Башкирского сельскохозяйственного института Иван Филиппович Заянчковский, расскажет о том, как осторожные синички гостили в его доме.

Крылатые гости

Каждую осень в парках и садах Уфы появляется много синиц. В поисках корма они летят к домам, окнам, посещают балконы: нет ли там чего съедобного? Ведут птички себя смело, людей почти не боятся, будто знают, что ни один разумный человек не сделает им зла.

Уфимцы заботятся о своих пернатых друзьях, подкармливают их в трудное время. Много лет устраиваем кормушку для синиц и мы. Подвешенная за окном баночка с подсолнечными и арбузными семечками или другим каким кормом стала своего рода птичьим клубом.

С утра до вечера у нас на балконе на тре-