Юный Натуралист 1981-03, страница 42

Юный Натуралист 1981-03, страница 42

46

НЕОБЫЧНЫЕ АРТИСТЫ

На студии «Центрнаучфильм» есть необычный съемочный павильон. В нем круглый год зеленеют травы, цветут растении, а за стеклянными перегородками живут разные насекомые. В аквариумах плавают рыбки, водяные жуки... Это все артисты, которых снимает оператор Владимир Михайлович Новгородцев. Про этих артистов нельзя сказать, хорошие они или плохие, способные или бесталанные. Они живут по своим законам, а их образ жизни, привычки, особенности существования снимают на кинопленку.

— Сейчас в павильоне нет дебютантов,— сообщает Владимир Михайлович,— наш главный актер, жук-плавунец, уже снимался в прошлом году. И снимался хорошо! А сейчас работа с ним не клеится.

Незадачливый артист находился в аквариуме. Сам аквариум был помещен в морозильную камеру холодильника. Поверхность воды в аквариуме покрывала тонкая корочка льда. Через стекло можно было наблюдать, что делает жук. Жук лениво ползал по дну.

— Вот так и ползает, а работать не хочет,— вздыхает оператор, отворачиваясь от камеры, нацеленной на жука-плавунца.

Владимир Михайлович объясняет, что для киножурнала «Хочу все знать» нужно снять эпизод о том, как дышаг подо льдом жуки-плавунцы.

— Нужно снять чрезвычайно интересный момент,— говорит оператор,— момент, когда жук-плавунец берет так называемое второе дыхание. Это бывает тогда, когда воду покроет корочка льда: жук поднимается на поверхность воды, чтобы запастись воздухом, и наткнется на ледяной панцирь. По эксперименту мы знаем: жук должен попробовать разбить этот ледяной панцирь, а когда поймет, что выхода наружу не найти, он выжмет из себя остатки воздуха, в воде образуется воздушный пузырек, и начнется диффузия. Жук-плавунец начнет брать кислород прямо из воздуха. Чрезвычайно интересно, правда? На эксцерименте все получалось, а как съемку начали, жук-плавунец никак не выпускает из себя остатки воздуха. Почему? Я уж думаю, может, ему роль не нравится? Ведь вон что натворил недавно! Ночью но термометру выбрался из аквариума и стал биться в оконное стекло. Капризный артист попался!

В небольшом павильоне живут и другие интересные артисты. Вот за стеклом, на ветке, замерли большие нарядные волосатые жуки, похожие на декоративные украшения. Это гости из далеких жарких стран — тропические тараканы. Днем они смирные, спят. Активную жизнь ведут ночью. Недавно их

снимали в кино, но не из-за их необычайного вида, хотя-вид у них чрезвычайно экзотичен. Дело в том, что у одного из видов тропических тараканов нашли биологические часы. Всем известно, что животные обладают чувством времени, а вот где это чувство времени помещается, долгое время оставалось загадкой. Оказалось, что у этих тараканов биологические часы помещены в затылке.

Тараканы живут в павильоне, их берегут, за ними ухаживают. Да и как иначе! Им благодарны за то, что они помогли людям раскрыть еще одну тайну.

Сложная аппаратура, хитроумные приспособления дают возможность оператору и его ассистенту заглянуть в жизнь маленьких артистов.

Приборы подсказывают оптимальный режим для съемок и безопасности артистов. На съемочной площадке самое главное — чувство ответственности, и к малому существу здесь относятся с деликатностью и заботой.

— К сожалению,— шутит Владимир Михайлович Новгородцев,— часто возникают сложности, потому что мы с артистами не понимаем друг^-друга. Они не понимают моих просьб, и я не понимаю их «языка». Хотя порою случаются казусы. Недавно я снимал стрекозу. Стрекоза порхала вокруг меня и вдруг села на плечо. Мне нужно было, чтобы стрекоза пролетела перед объективом кинокамеры слева направо. Я ее, голубушку, прошу мысленно: «Пролети слева направо и поближе! Снять тебя хочу!» И вдруг будто поняла. И полетела, как было нужно, и прямо перед камерой. А я опять: «А теперь поверни назад и лети ко мне». Она назад летит. И перед камерой замерла. А я шепчу: «Улетай!» Стрекоза повернулась, взмахнула крыльями и медленно так полетела прочь. Эпизод был снят сразу, без дублей! Красиво! Крупным планом снял голову, глаза, крылья... Так что порою вдруг появляется суеверное чувство: а может быть, насекомые нас понимают? Я шучу, конечно.

Еще до войны ученый Ян Ларри написал книгу «Приключения Карика и Вали». Эта книга широко известна и рассказывает о том, как двое детей и Профессор оказались в мире насекомых, об их необычайных приключениях в этом мире.

Сейчас Центральное телевидение приступило к работе над этой книгой, готовится сценарий многосерийного фильма, изучаются объекты для съемок, подыскиваются съемочные площадки и необходимые артисты. Среди них, вероятно, достойное место займет и жук-плавунец.

В предстоящей работе незаменим опыт оператора Владимира Михайловича Новго-родцева, специалиста макросъемок.

Д. ЗЕЛЕНЦОВ