Юный Натуралист 1982-01, страница 37

Юный Натуралист 1982-01, страница 37

36

полу я видела только двух-трех насекомых. Чтобы не попасть кому-нибудь под ноги, муравьишки спускаются на пол только по ночам, да и то лишь на прогулку — проблема питания у них решена — у входа в муравейник всегда лежат крошки хлеба, кусочки мяса, маковые зернышки, которые им нравятся больше всего.

— Вообще-то они народец спокойный,— говорит профессор.— Но за эти семнадцать лет случалось наблюдать и волнения — муравьи вдруг начинают суетиться, бегать, расползаются по всей квартире. Как правило, это случалось перед землетрясениями.

Наверное, еще многое в поведении и образе жизни этих существ предстоит нам узнать.

А как зимуют насекомые в природе? Об этом хочет рассказать вам Андрей Анатольевич Плешаков, который много лет был участником нашего Клуба.

Кан зимуют насеномые

Летом в древесных и травянистых пределах было весело от жужжания цветочных мух, трелей кузнечиков, суетливой деловитости муравьев. Но пришли холода, и праздник шестиногих кончился. И теперь пущено в ход главное их оборонительное средство от всех зимних невзгод — глубокий покой, когда движение и развитие прекращаются, а сама жизнь едва теплится. Экономно расходуя драгоценные питательные запасы, дожидаются насекомые весны. Одни взрослыми, другие в виде личинок, куколок, яиц забираются глу-боко-глубоко в лесную подстилку, зарываются в почву, прячутся в трухлявые пни или просто размещаются под открытым небом.

Ничем, кроме своей физиологической холодостойкости, не защищенные яйца оставляют зимовать на побегах яблонь бабочки кольчатого коконопряда. Каждая родительница выкладывает вокруг веточки плотную спираль из сотни (в лучшем для нас случае, а в худшем — из четырех сотен) яиц. Получается широкое кольцо, где уже осенью внутри его формируются крохотные гусеницы. Но на свободу они выйдут лишь весной.

Зимующие яйца откладывают и наши зеленые кузнечики. Только они предусмотрительно прячут их в землю.

У бабочек боярышниц зимуют гусеницы. Вылупившись в августе из яиц, они дружной компанией набрасываются на листья яблонь, груш, черемухи и, конечно, боярышника. А дней через двадцать, немного окрепнув, начинают готовиться к зимовке. Вокруг зелено и тепло, а гусеницы отгораживают себя от внешнего мира прочными стенами, оплетая паутинками подсыхающие листья. В этом об

щем гнезде у каждой из них своя колыбель — белый кокон из шелка.

У нашей обычной бабочки капустницы холодную и голодную пору переживают куколки. Попорхав в середине лета, бабочка откладывает желтые ребристые яички на капусту. Те гусеницы, которые по недосмотру огородников доживают до осени, забираются на заборы, на стволы деревьев, на стены домов, сараев и, опоясав себя прочной шелковой ниткой, чтобы потом не свалиться, превращаются в зеленоватых крапчатых куколок. Теплыми коконами, как шелкопряды, они не защищаются, а висят до весны голые, угловатые, поливаемые дождями, продуваемые ветрами. Но пригреет в апреле солнце, и выберутся из-под куколочных покровов белые бабочки.

Крапивницы, траурницы, лимонницы попадаются на глаза до поздней осени и зимуют взрослыми, забившись в дупла, под кору деревьев, укрывшись на чердаках, в сараях. Весной эти бабочки появятся первыми уже в марте.

Божьи коровки тоже зимуют взрослыми и-нередко улетают далеко от мест, где жили летом. Уже в конце августа эти жуки, случается, массами собираются в подстилке на опушках лесов, в светлых садах и парках. А когда снег утечет весенними ручьями, а солнце подсушит прошлогоднюю прелую листву и покажется новая, коровки выползут из своих убежищ. Еще недели через две отложат яйца, и начнется отсчет жизненного срока очередного поколения хищников.

^ОсеныОгЛеред_ наступлением холодов, утихает шум в осиных гнездах. Умирают осы-ра-бочие и старые самки. Переждут зиму в укромных местах молодые самки и весной заложат новые осиные дома по образцу родительских.

Од^н-единственный год живут и гнезда шмелей. В щелях, во мху, в соломе коротают время в неподвижности и одиночестве молодые самки шмелей, будущие хозяйки больших семей.

..Падает снег. В лесу и в парке тихо. И никого не видно. Но вся шестиногая живность здесь. Ждет прихода весны.