Юный Натуралист 1982-04, страница 28

Юный Натуралист 1982-04, страница 28

широким

ЭКРАНОМ

^ vl 1

He успели промелькнуть огни безлюдных подмосковных платформ, как вагон разом затих. Приезжаем завтра рано, хоть время и сдвинется за ночь на час вперед. Тут не до чаепитий и неторопливых дорожных разговоров. Спать! Но уснешь разве, когда колеса ночного экспресса торопливо выстукивают на рельсовых стыках:«Во-ро-неж. Во-ро-неж. Во-ро-неж»?

Интересно, каков он, Воронеж? Столица российского черноземья. Колыбель славного Петрова флота. Какова она, воронежская земля? Край песенный, поэтический. Родина Кольцова, Никитина, Бунина... А еще знаменитый Усманский бор. Недаром называют Воронежский заповедник бобровым. Посчастливится ли увидеть бобра? На просмотрах-то непременно. А вот живым? Сидит небось сейчас в своем комфортабельном подземелье, терпеливо ждет нескорого рассвета. А проголодается, знай себе скоблит резцами горький осиновый чурбачок...

Нет, против ожиданий, это был вовсе не бобр. Прелестный разрез доверчивых глаз, замшевая гладкость безрогого чистого лба, вопросительно привставшие уши — олененок, завернутый в стремительную спираль киноленты,— такова эмблема фестиваля. И огромный, во всю длину вокзального крыла, транспарант: «Привет участникам Всероссийского конкурса документальных и научно-популярных фильмов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов!»

Неизбежные организационные хлопоты первого дня, напряженный регламент просмотров на протяжении последующей недели так и не позволили выяснить: почему же все-таки олень, а не бобр?

Пестрый праздничный калейдоскоп, скорее даже мощный, нескончаемый каскад незабываемо ярких впечатлений, лавина информации, обрушившаяся с экрана, встречи с коллегами, главный смысл работы которых — охрана природы,— найдешь ли тут время для споров о конкурсной эмблеме? Кино и природа, вернее симбиоз этих могу

чих явлении современности, то, как кино должно защищать природу, — эта тема стала главенствующей не только в кулуарах Дома актера, где проходил смотр. Об этом пристрастно спорили всюду: десятки тысяч воронежцев встретились в фестивальные дни с авторами фильмов в крупнейших кинотеатрах города, посмотрели представленные на конкурс ленты, горячо обсуждали их достоинства и просчеты.

• Каждый кинофестиваль предваряет пресс-конференция. Поскольку организаторами конкурса явились Всероссийское общество охраны природы и Государственный комитет РСФСР по кинематографии, вели ее Г. Г. Ган (ВООП) и Г. И. Нифонтов (Госкино РСФСР). Они рассказали: после предварительного просмотра нескольких сот фильмов, посвященных охране природы, к участию в конкурсе было допущено более шестидесяти лент. И хотя конкурс именуется Всероссийским, на него были приглашены кинематографисты союзных республик — Латвии и Туркмении, Украины и Казахстана, Грузии и Молдавии, Узбекистана и Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Литвы. По жанру фильмы делились на документальные, научно-популярные, технико-пропагандистские, учебные, специальные. Были представлены также сюжеты кинопериодики и тематические выпуски киножурналов. Естественно, что границы между всеми этими жанрами подвижны, но объединила их единая цель — широкая пропаганда средствами кино экологических знаний в свете решений XXVI съезда КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов».

«Мы и природа». Само название этой широкомасштабной публицистической ленты, показанной на торжественном открытии, как бы задало тон всему фестивалю. Советский человек — хозяин и защитник родной природы — таков лейтмотив фильма, созданного свердловскими кинематографистами.

Блистательна операторская работа уральцев. Чувством восторга и гордости наполняется сердце, когда прекрасной чередой проходят на экране кадры, воспевающие красоту и богатство необъятной нашей Родины. И неустанный труд советского человека-творца. Некогда Голодная (теперь осталось только название) степь, превращенная в цветущий край, поднимающиеся молодые леса в Кулунде, выпестованные каждодневными заботами преобразователей земли, Бай